О компании Продукты Услуги Календарь событий Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
Журналистам
Темы для комментариев
Темы, по которым вы можете получить комментарии у экспертов ЦПКР


Видеоматериалы
Материалы экспертов ЦПКР в видео формате для использования электронными СМИ.



test_banner
 
ФНЭБ
19.12.2007
20.12.2007
21.12.2007
22.12.2007
02.03.08 
Главная \ Медиа-присутствие \ Капитализация думского мандата
Капитализация думского мандата

Не успели высохнуть чернила на президентском указе о начале кампании по выборам в Госдуму, как среди ее участников грянул первый скандал. Застрельщиками, как в былые времена, выступили либерал-демократы. Правда, на этот раз они оказались скорее потерпевшими, чем обвиняемыми.

Второе лицо ЛДПР Алексей Митрофанов перешел в "Справедливую Россию", чем несказанно обидел Владимира Жириновского. В ходе последовавшей публичной перепалки двое прежде неразлучных либерал-демократов предали гласности некоторые коммерческие тайны предыдущей кампании 2003 года. Жириновский заявил, что Митрофанов тогда пообещал 2 млн евро за то, чтобы его оставили в избирательном списке партии. Митрофанов в ответ обвинил государство, которое своей скупостью вынуждает кандидатов в депутаты "компенсировать партийные затраты на выборы". Каков легальный и теневой бюджет партий сегодня? Опрошенные "Газетой" депутаты и эксперты говорят: расходы не вырастут, а, вопреки инфляции, снизятся примерно на 35-40%. Если в 2003 году депутатский мандат обошелся примерно в ,1 млн, то в этом году прогнозируются ,6-2,7 млн. Урезание связано с переходом на полностью пропорциональную избирательную систему.

«Я с уважением отношусь к Владимиру Вольфовичу и очень удивлен, что он вынес внутрипартийные дрязги на всеобщее обсуждение. Тем не менее я считаю его великим политиком», - в голосе Алексея Митрофанова, по его собственным словам, «отдавшего партии 16 лет», сквозит плохо скрытая обида. Скандал возник из-за его демонстративного ухода в «Справедливую Россию». Во вторник Жириновский обнародовал копию расписки Митрофанова, в которой бывший зампред ЛДПР обязуется «оказать помощь партии» в сумме 2 млн евро из личных средств. Расписка датирована ноябрем 2003 года. По признанию Жириновского, за эти деньги он согласился включить Митрофанова в предвыборный список. Но, по словам лидера ЛДПР, Митрофанов сбежал в другую партию, так в итоге и не заплатив. Митрофанов отказывается комментировать обвинения. Вместе с тем, как он признался в интервью корреспонденту "Газеты", слухи о том, что места в партийных списках можно купить, ходят постоянно. "Но правда это или нет, сказать сложно», - отметил Митрофанов.

«Государство дает партиям мизерные суммы и делает вид, что не понимает, сколько стоит предвыборная кампания. Выборы стоят дорого! - оправдывает Митрофанов существующий теневой порядок. - В итоге получается, что кандидаты, внося эти суммы, компенсируют партии расходы на кампанию». Введение с 2003 года госфинансирования для партий, по его словам, не изменило ситуацию, хотя цифра и была поднята с 50 копеек до 5 рублей за полученный голос избирателя.

«Выход простой: ввести госфинансирование крупных партий! Чтобы парламентская партия могла располагать -70 млн в год», - призывает Митрофанов.

Арифметика кандидата

Говоря о высокой стоимости выборов, Митрофанов не лукавит. Аудиторская компания ФБК по итогам 2003 года подсчитала реальные расходы партий на проведение выборов. По ее данным, общие затраты достигли тогда ,9 млрд. Для этих расчетов аналитики ФБК использовали перечень как официальных, так и неофициальных, но объективно существующих мероприятий партийных штабов: например, оплата «режима наибольшего благоприятствования» правоохранительных органов при проведении митинга или концерта. Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов недавно назвал свою цифру прогнозируемых расходов на выборы в Госдуму в 2007 году: он считает, что совокупно партии потратят от 0 млн до ,25 млрд.

Формула любви за деньги

При подсчете эксперты-политологи пользуются так называемой базовой формулой прямых расходов. Стоимость выборов рассчитывают, исходя из цены голоса избирателя (то есть затрат партии на то, чтобы этот голос завоевать); в эту кампанию она, как рассказал в интервью корреспонденту "Газеты" гендиректор Центра политической конъюнктуры Михаил Виноградов, составит .

Чтобы преодолеть семипроцентный проходной барьер, партии надо получить не менее 10 млн голосов. То есть потратить млн, которые зато конвертируются в 35 мандатов в пятой Госдуме. По этой формуле одно место обходится чуть дороже млн.

С учетом того, что часть кресел в Госдуме займут руководители партии и узнаваемые лица, которые платить, естественно, не обязаны, цена возрастет до -5 млн за мандат.

«Год назад мне предлагали место в будущей фракции ЛДПР за млн. Насколько я знаю, схожая цифра и в КПРФ», - признался корреспонденту «Газеты» известный политтехнолог, депутат Госдумы Антон Баков. Как рассказал Баков, Союз правых сил, чью кампанию он сейчас ведет, планирует уложиться в ,5 за голос.

Расходы любой партии в ходе кампании складываются из трат, среди которых самые весомые - на работу штаба и на рекламу. В рекламный бюджет партии входят расходы на агитацию в СМИ (официальную и теневую), заказ социологических опросов, рекламные щиты и перетяжки, печать и рассылку листовок, газет и др. Кроме того, это расходы на оплату услуг политтехнологов, консультантов и юристов, разъездов членов штаба и первых лиц партии, телефонных переговоров. Некоторые траты ни одна партия не афиширует: например, оплату «массовки» митингов, очернения конкурентов, «дружбы» с местными властями. Отдельно стоит работа наблюдателей, которые 2 декабря будут дежурить на участках до самого закрытия, контролируя работу избиркома.

Формулу, по которой рассчитывается кампания, принесли в Россию американские политтехнологи, работавшие на выборах Бориса Ельцина в 1996 году. «На первых думских выборах 1993 года этой цифры не знали: на кампанию отпустили всего два месяца, да и понимания, из чего она складывается, не было. В 1996-м исходили из цифры = 1 голос, в 1999 году потратили минимум ,5 за каждого избирателя. В 2003-м цена была уже -3», - сказал корреспонденту «Газеты» Михаил Виноградов.

Источник: газета "Газета", 6 сентября 2007 года.

Новости часа
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Книги