"Тандем" концептуализирует итоги "пятидневной войны": внутренняя политика с 15 по 21 сентября 2008 года
На минувшей неделе оба члена властного «тандема» высказались относительно стратегических последствий политических событий истекших полутора месяцев. И Дмитрий Медведев, и Владимир Путин заявили, что изоляционистский сценарий развития РФ не имеет перспектив. Кроме того, оба политика указали на то, что проект по модернизации российской экономики будет продолжаться прежними темпами без мобилизационного «рывка». Правда, при этом Дмитрий Медведев уточнил, что Россия предпримет активные действия по модернизации своей армии и укреплению обороноспособности страны, причем необходимый уровень такого рода действий будет определяться с учетом конкретной ситуации.
Вполне возможно, что помимо чисто тактических целей (стабилизация фондового рынка и т.п.) эти, в целом «примирительные» заявления носили и более стратегический характер. В частности, это было вызвано желанием показать «ястребам» в российской элите пределы допустимого и продемонстрировать, что «силовой» проект в чистом виде неприемлем. Таким образом, российские власти подтвердили намерение продолжать курс в духе западного капиталистического общества с идеей в перспективе стать его частью, отвергнув возможный сценарий авторитарного изоляционистского развития страны. Однако войти в «западный мир» российские элиты намерены на равноправной основе, а не в качестве «младшего брата».
Новости дня: |
Главная
\
Аналитические комментарии
Аналитические комментарии
21.09.2008
21.09.2008
Тактика "мелких уколов": Россия и Запад чередуют силовой и компромиссный подходы: внешняя политика с 15 по 21 сентября 2008 года
Политический «клинч», в который вступили Россия и США в результате кавказского конфликта, спровоцировал стороны на существенное ужесточение взаимной риторики. Москва таким образом намерена закрепиться на завоеванных в ходе конфликта позициях, а Вашингтон - дезавуировать внешне- и внутриполитические победы российского руководства. При этом стороны воздерживаются от реальных «ударов» по позициям друг друга, при этом имитируя «холодную войну» и «на всякий случай» формируя круг ситуативных союзников. В частности, Россия в последнее время (особенно в связи с августовскими событиями) активизировала свое политико-экономическое присутствие в странах Латинской Америки. Активизации ее взаимодействия с государствами региона фактически стала ответом на «евразийскую» экспансию США (Ирак, Афганистан, страны СНГ). Политические и экономические «заигрывания» со странами Латинской Америки являются частью тактического плана Москвы по укреплению своих позиций в регионе с целью оказать психологическое давление на Вашингтон. Речь идет о попытках Москвы продемонстрировать наличие у нее мощного союзнического «тыла», обеспеченного ресурсной базой (углеводородами и вооружением). Так, на минувшей неделе состоялся визит вице-премьера правительства РФ Игоря Сечина на Кубу (второй за два неполных месяца), а также в Венесуэлу.
Политический «клинч», в который вступили Россия и США в результате кавказского конфликта, спровоцировал стороны на существенное ужесточение взаимной риторики. Москва таким образом намерена закрепиться на завоеванных в ходе конфликта позициях, а Вашингтон - дезавуировать внешне- и внутриполитические победы российского руководства. При этом стороны воздерживаются от реальных «ударов» по позициям друг друга, при этом имитируя «холодную войну» и «на всякий случай» формируя круг ситуативных союзников. В частности, Россия в последнее время (особенно в связи с августовскими событиями) активизировала свое политико-экономическое присутствие в странах Латинской Америки. Активизации ее взаимодействия с государствами региона фактически стала ответом на «евразийскую» экспансию США (Ирак, Афганистан, страны СНГ). Политические и экономические «заигрывания» со странами Латинской Америки являются частью тактического плана Москвы по укреплению своих позиций в регионе с целью оказать психологическое давление на Вашингтон. Речь идет о попытках Москвы продемонстрировать наличие у нее мощного союзнического «тыла», обеспеченного ресурсной базой (углеводородами и вооружением). Так, на минувшей неделе состоялся визит вице-премьера правительства РФ Игоря Сечина на Кубу (второй за два неполных месяца), а также в Венесуэлу.
21.09.2008
Отставки губернаторов: кто следующий?: региональная политика с 15 по 21 сентября 2008 года
На минувшей неделе в СМИ появилась информация о том, что полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин еще в конце августа внес на рассмотрение Президента РФ две кандидатуры для наделения полномочиями губернатора Иркутской области. В числе претендентов - временно исполняющий обязанности губернатора Игорь Есиповский и его первый заместитель Сергей Сокол. Сомнений в том, что главой региона станет нынешний «врио», нет: Сокол уже не в первый раз выступает в качестве «декоративной фигуры» (он также был формальным претендентом на посты глав Республики Алтай, Тувы, Забайкальского края). Игорь Есиповский сложил полномочия депутата Госдумы и сосредоточился на подготовке к выборам в областной парламент (в качестве «паровоза» он возглавляет список «Единой России»). Выборы нового состава законодательного собрания, которому предстоит утвердить в должности одного из кандидатов в губернаторы, пройдут 12 октября. Одновременно с подготовкой к выборам врио губернатора Иркутской области укрепляет собственные политические позиции: на фоне обсуждения проекта изменения устава области Игорь Есиповский добился принятия депутатами заксобрания поправок к Реестру должностей государственной гражданской службы. Фактически это означает утверждение структуры нового органа исполнительной власти - правительства Иркутской области – и позволит ему приступить к формированию нового кабинета, не дожидаясь окончания избирательной кампании.
На минувшей неделе в СМИ появилась информация о том, что полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин еще в конце августа внес на рассмотрение Президента РФ две кандидатуры для наделения полномочиями губернатора Иркутской области. В числе претендентов - временно исполняющий обязанности губернатора Игорь Есиповский и его первый заместитель Сергей Сокол. Сомнений в том, что главой региона станет нынешний «врио», нет: Сокол уже не в первый раз выступает в качестве «декоративной фигуры» (он также был формальным претендентом на посты глав Республики Алтай, Тувы, Забайкальского края). Игорь Есиповский сложил полномочия депутата Госдумы и сосредоточился на подготовке к выборам в областной парламент (в качестве «паровоза» он возглавляет список «Единой России»). Выборы нового состава законодательного собрания, которому предстоит утвердить в должности одного из кандидатов в губернаторы, пройдут 12 октября. Одновременно с подготовкой к выборам врио губернатора Иркутской области укрепляет собственные политические позиции: на фоне обсуждения проекта изменения устава области Игорь Есиповский добился принятия депутатами заксобрания поправок к Реестру должностей государственной гражданской службы. Фактически это означает утверждение структуры нового органа исполнительной власти - правительства Иркутской области – и позволит ему приступить к формированию нового кабинета, не дожидаясь окончания избирательной кампании.
21.09.2008
Правительство выводит рынок из кризиса: экономическая политика с 15 по 21 сентября 2008 года
Последние дни оказались самыми трудными для российского рынка за последние 10 лет. Финансовый кризис в США, обострившейся неделю назад в связи с банкротством Lehman Brothers, с новой силой ударил по РФ уже в понедельник 15 сентября. В результате целый ряд иностранных компаний продолжили закрывать позиции на отечественном рынке. Ситуацию усугубила неблагоприятная конъюнктура на рынке сырья (нефть, металлы). В результате российские фонды ушли в пике. Падение продолжилось и на следующий день. Причем, проблемы на фондовом рынке стали «разгонять» кризис на финансовом. После падения котировок начал «схлопываться» рынок РЕПО. Ключевые игроки в лице крупнейших банков перестали принимать ценные бумаги под залог кредитов. Параллельно происходило сворачивание сделок межбанковского кредитования МБК, клиенты стали получать margin calls (требование дополнительного обеспечения).Нехватка ликвидности на финансовом рынке обернулась кризисом доверия. Банки активно «скидывали» ценные бумаги, что в свою очередь еще больше разгоняло падение на фондовом рынке.
Последние дни оказались самыми трудными для российского рынка за последние 10 лет. Финансовый кризис в США, обострившейся неделю назад в связи с банкротством Lehman Brothers, с новой силой ударил по РФ уже в понедельник 15 сентября. В результате целый ряд иностранных компаний продолжили закрывать позиции на отечественном рынке. Ситуацию усугубила неблагоприятная конъюнктура на рынке сырья (нефть, металлы). В результате российские фонды ушли в пике. Падение продолжилось и на следующий день. Причем, проблемы на фондовом рынке стали «разгонять» кризис на финансовом. После падения котировок начал «схлопываться» рынок РЕПО. Ключевые игроки в лице крупнейших банков перестали принимать ценные бумаги под залог кредитов. Параллельно происходило сворачивание сделок межбанковского кредитования МБК, клиенты стали получать margin calls (требование дополнительного обеспечения).Нехватка ликвидности на финансовом рынке обернулась кризисом доверия. Банки активно «скидывали» ценные бумаги, что в свою очередь еще больше разгоняло падение на фондовом рынке.
21.09.2008
Международные прорывы России на фоне активизации внутриполитической конкуренции по обе стороны Атлантики: Интрига недели с 22 по 28 сентября 2008 года
Тематика предстоящей недели будет сосредоточена вокруг ряда значимых инициатив России на мировой арене. Используя в качестве «рабочей площадки» Генеральную ассамблею ООН, МИД РФ предпримет в начале недели два ключевых шага по повышению международного влияния страны. Речь идет о начале консультаций по вопросу о проведении в Москве ближневосточной конференции и переговорах между главой российского внешнеполитического ведомства Сергеем Лавровом и государственным секретарем США Кондолизой Райс. Первая инициатива выступает в качестве ответа на конференцию по ближневосточному урегулированию, прошедшую под эгидой США в американском Аннаполисе 27 ноября 2007 года. Её решения так и не были выполнены ни Израилем, ни Палестинской автономией, что теперь, в случае успеха, открывает перед Москвой возможности по перехвату у Вашингтона роли ключевого посредника в процессе ближневосточного мирного урегулирования. Вторая инициатива создаст основания для начала сближения в позициях США и РФ, после резкого обострения двусторонних отношений на фоне кризиса вокруг Грузии. Оставшись без поддержки Европы, которая отказалась вводить против Москвы экономические санкции, Вашингтон вынужден пойти на диалог с РФ с целью выработки совместного решения по «кавказской проблеме».
Тематика предстоящей недели будет сосредоточена вокруг ряда значимых инициатив России на мировой арене. Используя в качестве «рабочей площадки» Генеральную ассамблею ООН, МИД РФ предпримет в начале недели два ключевых шага по повышению международного влияния страны. Речь идет о начале консультаций по вопросу о проведении в Москве ближневосточной конференции и переговорах между главой российского внешнеполитического ведомства Сергеем Лавровом и государственным секретарем США Кондолизой Райс. Первая инициатива выступает в качестве ответа на конференцию по ближневосточному урегулированию, прошедшую под эгидой США в американском Аннаполисе 27 ноября 2007 года. Её решения так и не были выполнены ни Израилем, ни Палестинской автономией, что теперь, в случае успеха, открывает перед Москвой возможности по перехвату у Вашингтона роли ключевого посредника в процессе ближневосточного мирного урегулирования. Вторая инициатива создаст основания для начала сближения в позициях США и РФ, после резкого обострения двусторонних отношений на фоне кризиса вокруг Грузии. Оставшись без поддержки Европы, которая отказалась вводить против Москвы экономические санкции, Вашингтон вынужден пойти на диалог с РФ с целью выработки совместного решения по «кавказской проблеме».
14.09.2008
"Тандем" выступает единым фронтом во внутриэлитных спорах: внутренняя политика с 8 по 14 сентября 2008 года
В минувший четверг премьер-министр Владимир Путин пообщался с членами дискуссионного клуба «Валдай». Такие встречи проходили и ранее в ежегодном формате, однако тогда собеседник экспертов и журналистов пребывал в статусе президента РФ. Примечательно также, что эта встреча состоялась днем ранее аналогичного мероприятия с участием Дмитрия Медведева, хотя его организаторы объясняют это чисто «техническими» причинами. Тем не менее, такая «первоочередность» Владимира Путина аккуратно подчеркивает, что он не только участвует в реализации внешней и внутренней политики России, но и в значительной степени формирует повестку дня. Примечательно, что эта была первая встреча участников клуба с политиком в ранге «всего лишь» премьер-министра с момента основания «Валдая» в 2004 году (по крайней мере, удостоившаяся такой широкой презентации в СМИ). Вместе с тем освещавшие мероприятие журналисты практически не уделили данному факту внимания, что свидетельствует об окончании периода, когда масс-медиа анализировали реальное распределение сил внутри тандема по тому, «кто на чье место сел», кто первым поздравил российских спортсменов с успехом и т.п.
В минувший четверг премьер-министр Владимир Путин пообщался с членами дискуссионного клуба «Валдай». Такие встречи проходили и ранее в ежегодном формате, однако тогда собеседник экспертов и журналистов пребывал в статусе президента РФ. Примечательно также, что эта встреча состоялась днем ранее аналогичного мероприятия с участием Дмитрия Медведева, хотя его организаторы объясняют это чисто «техническими» причинами. Тем не менее, такая «первоочередность» Владимира Путина аккуратно подчеркивает, что он не только участвует в реализации внешней и внутренней политики России, но и в значительной степени формирует повестку дня. Примечательно, что эта была первая встреча участников клуба с политиком в ранге «всего лишь» премьер-министра с момента основания «Валдая» в 2004 году (по крайней мере, удостоившаяся такой широкой презентации в СМИ). Вместе с тем освещавшие мероприятие журналисты практически не уделили данному факту внимания, что свидетельствует об окончании периода, когда масс-медиа анализировали реальное распределение сил внутри тандема по тому, «кто на чье место сел», кто первым поздравил российских спортсменов с успехом и т.п.
14.09.2008
Россия - Запад: психологическое противостояние в новых геополитических условиях: внешняя политика с 8 по 14 сентября 2008 года
Ключевая внешнеполитическая тенденция последних дней – активное использование «силовой» риторики российским руководством на международной арене. При этом важно отметить единство «тандема» по вопросу противостояния информационному давлению извне. Если для Владимира Путина внешнеполитическая жесткость продолжает оставаться необходимой составляющей имиджа, то для Дмитрия Медведева «силовая» тональность является свидетельством его встраивания в новые геополитические реалии. Это в очередной раз опровергает иллюзию либеральных СМИ и экспертных кругов относительно возврата России к «политике времен Ельцина» с приходом к власти преемника Владимира Путина.Во многом «ужесточение» имиджа Дмитрия Медведева стало следствием мощной антироссийской кампании последнего месяца, развернутой за рубежом, чтобы оказать давление на Москву в «кавказском» вопросе. Однако определенный раскол Запада на сторонников «жесткой» и «мягкой» линии во взаимоотношениях с РФ позволяет российским элитам успешно лавировать, не позволяя создать единый антироссийский фронт. Такая «дифференцированная» позиция все чаще проявляется в риторике и дипломатии руководства РФ.
Ключевая внешнеполитическая тенденция последних дней – активное использование «силовой» риторики российским руководством на международной арене. При этом важно отметить единство «тандема» по вопросу противостояния информационному давлению извне. Если для Владимира Путина внешнеполитическая жесткость продолжает оставаться необходимой составляющей имиджа, то для Дмитрия Медведева «силовая» тональность является свидетельством его встраивания в новые геополитические реалии. Это в очередной раз опровергает иллюзию либеральных СМИ и экспертных кругов относительно возврата России к «политике времен Ельцина» с приходом к власти преемника Владимира Путина.Во многом «ужесточение» имиджа Дмитрия Медведева стало следствием мощной антироссийской кампании последнего месяца, развернутой за рубежом, чтобы оказать давление на Москву в «кавказском» вопросе. Однако определенный раскол Запада на сторонников «жесткой» и «мягкой» линии во взаимоотношениях с РФ позволяет российским элитам успешно лавировать, не позволяя создать единый антироссийский фронт. Такая «дифференцированная» позиция все чаще проявляется в риторике и дипломатии руководства РФ.
14.09.2008
"Единая Россия" укрепляет предвыборные позиции: региональная политика с 8 по 14 сентября 2008 года
Дискуссия о перспективах изменения порядка наделения полномочиями региональных лидеров получила на минувшей неделе неожиданное продолжение. 9 сентября на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», общей темой которого стала «Мировая геополитическая революция начала XXI века. Роль России», губернатор Ростовской области Владимир Чуб дал оценку институту назначения глав регионов. «По большому счету выборы губернаторов должны быть»,— заявил он, пояснив, что к системе прямых выборов можно будет вернуться, когда уровень государственности позволит людям разумно голосовать, «не поддаваясь шантажу». Таким образом, Чуб стал третьим (после высказавшихся в июне Минтимера Шаймиева и Муртазы Рахимова) региональным лидером, открыто выступившим в поддержку электоральной легитимности губернаторов. Как и в случаях с Татарстаном и Башкирией, подоплекой для возобновления обсуждения принципов формирования региональной исполнительной власти стала перспектива решения кадрового вопроса.
Дискуссия о перспективах изменения порядка наделения полномочиями региональных лидеров получила на минувшей неделе неожиданное продолжение. 9 сентября на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», общей темой которого стала «Мировая геополитическая революция начала XXI века. Роль России», губернатор Ростовской области Владимир Чуб дал оценку институту назначения глав регионов. «По большому счету выборы губернаторов должны быть»,— заявил он, пояснив, что к системе прямых выборов можно будет вернуться, когда уровень государственности позволит людям разумно голосовать, «не поддаваясь шантажу». Таким образом, Чуб стал третьим (после высказавшихся в июне Минтимера Шаймиева и Муртазы Рахимова) региональным лидером, открыто выступившим в поддержку электоральной легитимности губернаторов. Как и в случаях с Татарстаном и Башкирией, подоплекой для возобновления обсуждения принципов формирования региональной исполнительной власти стала перспектива решения кадрового вопроса.
14.09.2008
Активизация борьбы за финансовые потоки на мировых рынках: экономическая политика с 8 по 14 сентября 2008 года
На минувшей неделе российские фонды продолжили интенсивное падение. Наибольшие сложности отечественному рынку акций принес четверг 11 сентября. Таким образом, отечественные фонды продолжили падение, начавшееся несколько месяцев назад. Коррекция на фондовом рынке усугубила кризис ликвидности в финансовой системе РФ. А именно финансовая система является одной из наиболее уязвимых сфер отечественной экономики. Следует отметить, что российские власти с августа реализуют ряд мер для поддержания отечественных банков на фоне бушующего ипотечного кризиса. Так, в середине недели Минфин России разместил на счетах коммерческих банков 119 млрд. рублей из предложенных 300 млрд. рублей, что является максимумом за все время проведения депозитных аукционов. В депозитном аукционе участвовали 12 банков, среди которых «ВТБ», «Газпромбанк», «Альфа-банк». Средневзвешенная ставка составила 8,17% годовых, дата возврата депозита — 10 сентября 2008 года. Одновременно Банк России предоставил коммерческим банкам на двух аукционах РЕПО около 212 млрд. рублей.
На минувшей неделе российские фонды продолжили интенсивное падение. Наибольшие сложности отечественному рынку акций принес четверг 11 сентября. Таким образом, отечественные фонды продолжили падение, начавшееся несколько месяцев назад. Коррекция на фондовом рынке усугубила кризис ликвидности в финансовой системе РФ. А именно финансовая система является одной из наиболее уязвимых сфер отечественной экономики. Следует отметить, что российские власти с августа реализуют ряд мер для поддержания отечественных банков на фоне бушующего ипотечного кризиса. Так, в середине недели Минфин России разместил на счетах коммерческих банков 119 млрд. рублей из предложенных 300 млрд. рублей, что является максимумом за все время проведения депозитных аукционов. В депозитном аукционе участвовали 12 банков, среди которых «ВТБ», «Газпромбанк», «Альфа-банк». Средневзвешенная ставка составила 8,17% годовых, дата возврата депозита — 10 сентября 2008 года. Одновременно Банк России предоставил коммерческим банкам на двух аукционах РЕПО около 212 млрд. рублей.
14.09.2008
Внутриполитическая конъюнктура России на фоне активности НАТО в Закавказье: Интрига недели с 15 сентября по 21 сентября 2008 года
Тематика предстоящей недели построена на доминировании внутриполитического контента, не в последнюю очередь связанного с деятельностью «Единой России» (ЕР). На начало недели приходится заседание президиума Генсовета партии, в ходе которого будут рассмотрены единые предложения трёх дискуссионных клубов - «Центра социально-консервативной политики», «Государственно-патриотического клуба» и клуба «4 ноября» - по реформе кадровой политики. Цель инициатив клубов – повышение внутренней структурированности «Единой России». Также модернизация института членства должна позволить усилить внутреннюю сплоченность партии, повысив «качественный состав» её рядов. Наиболее вероятно, что за основу проекта по изменению приема в партию будет положено предложение Социально-консервативного клуба. Это объясняется стремлением руководства партии видеть в ЕР, прежде всего, государственно-консервативную силу в российской политической жизни, олицетворением которой выступают в первую очередь социал-консерваторы.
Тематика предстоящей недели построена на доминировании внутриполитического контента, не в последнюю очередь связанного с деятельностью «Единой России» (ЕР). На начало недели приходится заседание президиума Генсовета партии, в ходе которого будут рассмотрены единые предложения трёх дискуссионных клубов - «Центра социально-консервативной политики», «Государственно-патриотического клуба» и клуба «4 ноября» - по реформе кадровой политики. Цель инициатив клубов – повышение внутренней структурированности «Единой России». Также модернизация института членства должна позволить усилить внутреннюю сплоченность партии, повысив «качественный состав» её рядов. Наиболее вероятно, что за основу проекта по изменению приема в партию будет положено предложение Социально-консервативного клуба. Это объясняется стремлением руководства партии видеть в ЕР, прежде всего, государственно-консервативную силу в российской политической жизни, олицетворением которой выступают в первую очередь социал-консерваторы.
07.09.2008
"Дуумвират" подает элитам пример договороспособности: внутренняя политика с 1 по 7 сентября 2008 г
В информационном плане в начале сентября наблюдался «откат» обоих политиков к «классическим» имиджевым образам. Особенно четко это проявилось в освещении активности президента и премьера в «День знаний». В частности, Дмитрий Медведев вернулся к имиджу куратора нацпроекта «Образование», пусть и в статусе президента, а Владимир Путин вновь представал как брутальный лидер с сильным маскулинным началом. Во многом этому способствовал эпизод со «спасением» премьер-министром съемочной группы телевидения от освободившейся из ловушки тигрицы. И хотя, скорее всего, данные кадры не носили сугубо постановочного характера, они существенно повлияли на поддержание репутации экс-президента как сторонника «знаковых» жестов и мастера импровизации. Примечательно, что в последнее время подобные «знаковые» моменты (как в речи, так и в поступках) Владимира Путина практически отсутствовали, так что случившееся оказалось весьма своевременно для поддержания соответствующего реноме политика.
В информационном плане в начале сентября наблюдался «откат» обоих политиков к «классическим» имиджевым образам. Особенно четко это проявилось в освещении активности президента и премьера в «День знаний». В частности, Дмитрий Медведев вернулся к имиджу куратора нацпроекта «Образование», пусть и в статусе президента, а Владимир Путин вновь представал как брутальный лидер с сильным маскулинным началом. Во многом этому способствовал эпизод со «спасением» премьер-министром съемочной группы телевидения от освободившейся из ловушки тигрицы. И хотя, скорее всего, данные кадры не носили сугубо постановочного характера, они существенно повлияли на поддержание репутации экс-президента как сторонника «знаковых» жестов и мастера импровизации. Примечательно, что в последнее время подобные «знаковые» моменты (как в речи, так и в поступках) Владимира Путина практически отсутствовали, так что случившееся оказалось весьма своевременно для поддержания соответствующего реноме политика.
07.09.2008
Российские элиты ищут на постсоветском пространстве поддержку своих действий в Закавказье: внешняя политика с 1 по 7 сентября 2008 года
1 сентября в Брюсселе состоялся внеочередной саммит Евросоюза, на котором обсуждались перспективы взаимодействия с РФ по итогам «кавказского конфликта». Как отмечали эксперты ЦПКР в предыдущем выпуске, Брюссель избрал «мягкий» вариант санкций в отношении России: было принято решение заморозить переговоры по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве до того момента, когда российские войска окончательно покинут территорию Грузии. Кроме того,было решено активизироваться на восточно-европейском направлении и усилить политику партнерства в рамках программы «Синергия Черного моря».Таким образом, решение ЕС по России можно назвать в высшей степени компромиссным, с учетом того, что оно практически не повлияет на инвестиционную привлекательностьроссийского рынка.Определенный спад поступления иностранных инвестиций будет иметьместо(прежде всего, в связи с имиджевыми издержкамиРоссии и давлением на западный бизнес со стороны своих правительств), однако это продлится лишь до очередногогромкого внешнеполитического события, когда антироссийская кампания на Западе пойдет на убыль(пока таковым являются президентские выборы в США).
1 сентября в Брюсселе состоялся внеочередной саммит Евросоюза, на котором обсуждались перспективы взаимодействия с РФ по итогам «кавказского конфликта». Как отмечали эксперты ЦПКР в предыдущем выпуске, Брюссель избрал «мягкий» вариант санкций в отношении России: было принято решение заморозить переговоры по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве до того момента, когда российские войска окончательно покинут территорию Грузии. Кроме того,было решено активизироваться на восточно-европейском направлении и усилить политику партнерства в рамках программы «Синергия Черного моря».Таким образом, решение ЕС по России можно назвать в высшей степени компромиссным, с учетом того, что оно практически не повлияет на инвестиционную привлекательностьроссийского рынка.Определенный спад поступления иностранных инвестиций будет иметьместо(прежде всего, в связи с имиджевыми издержкамиРоссии и давлением на западный бизнес со стороны своих правительств), однако это продлится лишь до очередногогромкого внешнеполитического события, когда антироссийская кампания на Западе пойдет на убыль(пока таковым являются президентские выборы в США).
07.09.2008
Стратегические проекты федерального Центра: развитие Дальнего Востока и восстановление Южной Осетии: региональная политика с 1 по 7 сентября 2008 года
Важные события минувшей недели, получившие широкий резонанс в СМИ, разворачивались в Ингушетии. 31 августа погиб Магомед Евлоев, известный в республике оппозиционер, владелец ранее объявленного экстремистским интернет-сайта «Ингушетия.ру» - основного медиа-ресурса противников президента Мурата Зязикова. Инцидент произошел вскоре после того, как Евлоев, уже в течение нескольких месяцев проживавший за границей и прилетевший в Ингушетию из Москвы, был задержан сотрудниками правоохранительных органов республики в аэропорту Магаса. Событие привлекло внимание не только российских СМИ, но и международных политических и правозащитных организаций, о необходимости провести тщательное расследование высказались, в частности, представители Европейского Союза (заявление было подготовлено Францией, ныне председательствующей в ЕС) и пресс-секретарь Белого дома Шон Маккормак (сайт «Ингушетия.ру» зарегистрирован в США). А Госдума РФ поручила комитету по безопасности взять расследование убийства под парламентский контроль.
Важные события минувшей недели, получившие широкий резонанс в СМИ, разворачивались в Ингушетии. 31 августа погиб Магомед Евлоев, известный в республике оппозиционер, владелец ранее объявленного экстремистским интернет-сайта «Ингушетия.ру» - основного медиа-ресурса противников президента Мурата Зязикова. Инцидент произошел вскоре после того, как Евлоев, уже в течение нескольких месяцев проживавший за границей и прилетевший в Ингушетию из Москвы, был задержан сотрудниками правоохранительных органов республики в аэропорту Магаса. Событие привлекло внимание не только российских СМИ, но и международных политических и правозащитных организаций, о необходимости провести тщательное расследование высказались, в частности, представители Европейского Союза (заявление было подготовлено Францией, ныне председательствующей в ЕС) и пресс-секретарь Белого дома Шон Маккормак (сайт «Ингушетия.ру» зарегистрирован в США). А Госдума РФ поручила комитету по безопасности взять расследование убийства под парламентский контроль.
07.09.2008
Российские компании закрепляются на внешних рынках: экономическая политика с 1 по 7 сентября 2008 года
На минувшей неделе активно обсуждались ответные шаги РФ как реакция на враждебные действия со стороны западных стран, связанные с ситуацией вокруг признания Южной Осетии и Абхазии. Всего арсенал РФ насчитывает три эффективных рычага воздействия на внешнеэкономических контрагентов. Причем, все эти меры уже стали предметом обсуждения на самом высоком уровне. Основным рычагом давления на Запад со стороны РФ остаются энергетические проекты. Речь идет о поставке энергоносителей на внешние рынки. Конечно, перекрывать трубопроводы РФ невыгодно, однако даже угроза их временной остановки сама по себе достаточно эффективное средство воздействия на европейских партнеров. Классическим примером использования данного инструментария являются недавние ремонтные работы на нефтепроводе «Дружба», призванные «сбалансировать» излишне антироссийскую позицию ряда восточноевропейских стран.
На минувшей неделе активно обсуждались ответные шаги РФ как реакция на враждебные действия со стороны западных стран, связанные с ситуацией вокруг признания Южной Осетии и Абхазии. Всего арсенал РФ насчитывает три эффективных рычага воздействия на внешнеэкономических контрагентов. Причем, все эти меры уже стали предметом обсуждения на самом высоком уровне. Основным рычагом давления на Запад со стороны РФ остаются энергетические проекты. Речь идет о поставке энергоносителей на внешние рынки. Конечно, перекрывать трубопроводы РФ невыгодно, однако даже угроза их временной остановки сама по себе достаточно эффективное средство воздействия на европейских партнеров. Классическим примером использования данного инструментария являются недавние ремонтные работы на нефтепроводе «Дружба», призванные «сбалансировать» излишне антироссийскую позицию ряда восточноевропейских стран.
07.09.2008
Россия и США в борьбе за Европу. Поиск вариантов усиления влияния на международной арене: Интрига недели с 8 по 14 сентября 2008 года
В центре внимания мировой общественности на предстоящей неделе будут внешнеполитические инициативы Москвы и Вашингтона. И если интересы России не выйдут за пределы европейского континента, то США продемонстрируют свою активность как в отношениях со странами Трансатлантического сообщества безопасности, так и с новыми экономическими центрами на Азиатском континенте. Конечной целью действий каждой из сторон станет упрочение своих позиций на фоне сохраняющегося международного кризиса, спровоцированного обострением грузино-осетинского конфликта.На начало недели запланирован визит президента Франции Николя Саркози в Москву. Ключевой темой переговоров станет согласование путей выхода из кризиса, сложившегося в отношениях между ЕС и РФ. Франция постарается закрепить за собой статус эксклюзивного партнера России и основного посредника в переговорах между Брюсселем и Москвой. Вероятно, что в ходе переговоров между Саркози и президентом России Дмитрием Медведевым будет достигнуто согласие Парижа на пересмотр решений саммита ЕС, прошедшего 1 сентября, и достижение договоренностей по возобновлению полномасштабного партнерства между РФ и Евросоюзом. Ответным ходом российского руководства станет готовность пойти на расширение плана Медведев–Саркози с целью размещения на границах Южной Осетии и Абхазии полицейских контингентов ЕС.
В центре внимания мировой общественности на предстоящей неделе будут внешнеполитические инициативы Москвы и Вашингтона. И если интересы России не выйдут за пределы европейского континента, то США продемонстрируют свою активность как в отношениях со странами Трансатлантического сообщества безопасности, так и с новыми экономическими центрами на Азиатском континенте. Конечной целью действий каждой из сторон станет упрочение своих позиций на фоне сохраняющегося международного кризиса, спровоцированного обострением грузино-осетинского конфликта.На начало недели запланирован визит президента Франции Николя Саркози в Москву. Ключевой темой переговоров станет согласование путей выхода из кризиса, сложившегося в отношениях между ЕС и РФ. Франция постарается закрепить за собой статус эксклюзивного партнера России и основного посредника в переговорах между Брюсселем и Москвой. Вероятно, что в ходе переговоров между Саркози и президентом России Дмитрием Медведевым будет достигнуто согласие Парижа на пересмотр решений саммита ЕС, прошедшего 1 сентября, и достижение договоренностей по возобновлению полномасштабного партнерства между РФ и Евросоюзом. Ответным ходом российского руководства станет готовность пойти на расширение плана Медведев–Саркози с целью размещения на границах Южной Осетии и Абхазии полицейских контингентов ЕС.
31.08.2008
"Дуумвират" повышает рейтинги доверия: внутренняя политика с 25 по 31 августа 2008 г.
Признание независимости Южной Осетии и Абхазии будет иметь серьезные последствия для российской внутренней политики. Во вторник минувшей недели российская элита прошла вторую «точку невозврата» не только в отношениях с Западом, но и во внутренней политике. Первая была пройдена, когда было решено ввести войска в тогда еще непризнанные республики, однако до последнего момента сохранялась возможность «отыграть назад». Теперь развитие внутриполитической ситуации в России во многом зависит от реакции западных стран на решение Дмитрия Медведева. Если она будет сверхжесткой и обеспечит международную изоляцию страны, то это даст дополнительные козыри силам, настаивающим на модели автаркии со ставкой исключительно на собственные силы в модернизации РФ. Непременным условием существования такой автохтонной модели политического устройства станет авторитарная система государственной власти, которая по своим системообразующим характеристикам окажется гораздо более жесткой, чем ее аналог времен второго срока правления Владимира Путина.
Признание независимости Южной Осетии и Абхазии будет иметь серьезные последствия для российской внутренней политики. Во вторник минувшей недели российская элита прошла вторую «точку невозврата» не только в отношениях с Западом, но и во внутренней политике. Первая была пройдена, когда было решено ввести войска в тогда еще непризнанные республики, однако до последнего момента сохранялась возможность «отыграть назад». Теперь развитие внутриполитической ситуации в России во многом зависит от реакции западных стран на решение Дмитрия Медведева. Если она будет сверхжесткой и обеспечит международную изоляцию страны, то это даст дополнительные козыри силам, настаивающим на модели автаркии со ставкой исключительно на собственные силы в модернизации РФ. Непременным условием существования такой автохтонной модели политического устройства станет авторитарная система государственной власти, которая по своим системообразующим характеристикам окажется гораздо более жесткой, чем ее аналог времен второго срока правления Владимира Путина.
31.08.2008
Признание независимости Абхазии и Южной Осетии и возможный расклад геополитических сил в новых условиях: внешняя политика с 25 по 31 августа 2008 г.
25 августа Федеральное Собрание РФ обратилось к президенту России с просьбой признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Сначала Совет Федерации, а затем Госдума приняли соответствующие обращения к главе государства. А 27 августа Дмитрий Медведев в специальном телеобращении объявил о подписании указов о признании суверенитета самопровозглашенных республик. Жесткий вариант решения территориального вопроса на Кавказе поставил вопрос о пересмотре миропорядка в связи с обострившимся противостоянием России и стран Запада. С одной стороны, признание Москвой суверенитета Абхазии и Южной Осетии было ожидаемым - ранее Дмитрий Медведев заявил, что готов поддержать любое решение руководства непризнанных республик. С другой стороны – оперативность реакции российского руководства без предварительного согласования своих действий с международным сообществом стала катализатором серьезного информационного противостояния его с западными коллегами.
25 августа Федеральное Собрание РФ обратилось к президенту России с просьбой признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Сначала Совет Федерации, а затем Госдума приняли соответствующие обращения к главе государства. А 27 августа Дмитрий Медведев в специальном телеобращении объявил о подписании указов о признании суверенитета самопровозглашенных республик. Жесткий вариант решения территориального вопроса на Кавказе поставил вопрос о пересмотре миропорядка в связи с обострившимся противостоянием России и стран Запада. С одной стороны, признание Москвой суверенитета Абхазии и Южной Осетии было ожидаемым - ранее Дмитрий Медведев заявил, что готов поддержать любое решение руководства непризнанных республик. С другой стороны – оперативность реакции российского руководства без предварительного согласования своих действий с международным сообществом стала катализатором серьезного информационного противостояния его с западными коллегами.
31.08.2008
Российские регионы в новой геополитической реальности: региональная политика с 25 по 31 августа 2008 г.
Подготовка к вступлению в силу (в полном объеме) закона «Об общих принципах организации самоуправления в РФ» обостряет не только дискуссию о принципах финансирования деятельности муниципалитетов на федеральном уровне, но и политические конфликты в регионах. Речь идет, в первую очередь, о постах глав администраций региональных центров, в которых, как правило, сосредоточены основные экономические ресурсы того или иного субъекта (в качестве одного из основных объектов «спора» в большинстве случаев выступает земля). В контексте подготовки к новому этапу реформы МСУ важно подчеркнуть две актуальные тенденции. Главы крупных муниципальных образований стремятся приобрести дополнительные источники дохода за счет «укрупнения» административно-территориальных единиц МСУ (весьма распространенный вариант – объединение городских округов и районов). Главы регионов, в свою очередь, усиливают давление на тяготеющих к «самостоятельности» мэров, стремясь получить рычаги неформального влияния на процесс распоряжения средствами муниципальных бюджетов.
Подготовка к вступлению в силу (в полном объеме) закона «Об общих принципах организации самоуправления в РФ» обостряет не только дискуссию о принципах финансирования деятельности муниципалитетов на федеральном уровне, но и политические конфликты в регионах. Речь идет, в первую очередь, о постах глав администраций региональных центров, в которых, как правило, сосредоточены основные экономические ресурсы того или иного субъекта (в качестве одного из основных объектов «спора» в большинстве случаев выступает земля). В контексте подготовки к новому этапу реформы МСУ важно подчеркнуть две актуальные тенденции. Главы крупных муниципальных образований стремятся приобрести дополнительные источники дохода за счет «укрупнения» административно-территориальных единиц МСУ (весьма распространенный вариант – объединение городских округов и районов). Главы регионов, в свою очередь, усиливают давление на тяготеющих к «самостоятельности» мэров, стремясь получить рычаги неформального влияния на процесс распоряжения средствами муниципальных бюджетов.
31.08.2008
Экономические отношения России и Запада обостряются: экономическая политика с 25 по 31 августа 2008 г.
На минувшей неделе предельно обострились российско-американские отношения. Взаимодействие двух стран на протяжении последних лет и так складывалось достаточно сложно: двусторонние отношения пережили несколько экономических войн. Тем не менее, признание Южной Осетии и Абхазии принципиально не изменит формата экономического сотрудничества между РФ и Западом. Прежде всего, это касается двустороннего энергетического взаимодействия. Ключевым внешнеэкономическим партнером РФ в сфере ТЭК является Евросоюз. Взаимодействие с США на данном направлении менее интенсивно. Таким образом, именно европейские проекты РФ могут стать основным направлением атаки со стороны Вашингтона.Речь идет о двух стратегических маршрутах – Nord Stream и South Stream. Оба проекта являются ключевыми для «Газпрома», который целенаправленно лоббирует их продвижение. Однако в последнее время строительство газопроводов встречает ожесточенное сопротивление со стороны транзитеров.
На минувшей неделе предельно обострились российско-американские отношения. Взаимодействие двух стран на протяжении последних лет и так складывалось достаточно сложно: двусторонние отношения пережили несколько экономических войн. Тем не менее, признание Южной Осетии и Абхазии принципиально не изменит формата экономического сотрудничества между РФ и Западом. Прежде всего, это касается двустороннего энергетического взаимодействия. Ключевым внешнеэкономическим партнером РФ в сфере ТЭК является Евросоюз. Взаимодействие с США на данном направлении менее интенсивно. Таким образом, именно европейские проекты РФ могут стать основным направлением атаки со стороны Вашингтона.Речь идет о двух стратегических маршрутах – Nord Stream и South Stream. Оба проекта являются ключевыми для «Газпрома», который целенаправленно лоббирует их продвижение. Однако в последнее время строительство газопроводов встречает ожесточенное сопротивление со стороны транзитеров.
31.08.2008
"Политические и энергетические риски российской политики в Евразии: последствия грузинского синдрома": Интрига недели с 1 по 7 сентября 2008 г.
Важнейшие события предстоящей недели сконцентрируются вокруг выработки позиции России по отношению к своим соседям из числа бывших союзных республик, а также к странам Европы, в вопросах военно-политического и экономического взаимодействия. Основным полем политической и экономической игры станет пространство Евразии, выступающей в роли устоявшегося политико-географическое образования. На начало недели приходится внеочередной саммит ЕС, в ходе которого планируется обсуждение введения в отношении Москвы экономических санкций из-за действий российской стороны по силовому принуждению к миру Грузии в ходе кавказского конфликта. Несмотря на отсутствие единства среди европейских держав и последовательности в их заявлениях, вероятность вынесения на повестку дня вопроса о санкциях, инициаторами которых выступает Польша, остается весьма высокой. Основной интригой является то, насколько далеко Брюссель готов пойти по пути ухудшения отношений с Россией. Зависимость ЕС от поставок российских энергоресурсов ограничивает возможности европейцев по проведению в отношении России жесткого курса. Наиболее вероятно, что Евросоюз ограничится резолюцией по осуждению действий Москвы без принятия каких-либо конкретных мер экономического давления.
Важнейшие события предстоящей недели сконцентрируются вокруг выработки позиции России по отношению к своим соседям из числа бывших союзных республик, а также к странам Европы, в вопросах военно-политического и экономического взаимодействия. Основным полем политической и экономической игры станет пространство Евразии, выступающей в роли устоявшегося политико-географическое образования. На начало недели приходится внеочередной саммит ЕС, в ходе которого планируется обсуждение введения в отношении Москвы экономических санкций из-за действий российской стороны по силовому принуждению к миру Грузии в ходе кавказского конфликта. Несмотря на отсутствие единства среди европейских держав и последовательности в их заявлениях, вероятность вынесения на повестку дня вопроса о санкциях, инициаторами которых выступает Польша, остается весьма высокой. Основной интригой является то, насколько далеко Брюссель готов пойти по пути ухудшения отношений с Россией. Зависимость ЕС от поставок российских энергоресурсов ограничивает возможности европейцев по проведению в отношении России жесткого курса. Наиболее вероятно, что Евросоюз ограничится резолюцией по осуждению действий Москвы без принятия каких-либо конкретных мер экономического давления.
24.08.2008
Элиты вновь активизировались в борьбе за "место под солнцем": внутренняя политика с 18 по 24 августа 2008 года
С конца июля наблюдается обострение внутриэлитных конфликтов, которые в период «ста дней» Дмитрия Медведева преимущественно существовали в латентной форме. Скорее всего, прежнее затишье было обусловлено неопределенностью правил игры в условиях «дуумвирата»: политики и чиновники опасались, что их повышенная активность приведет к нежелательным результатам, а бизнесмены присматривались к новой конфигурации власти, пытаясь понять, где в ней расположены «главные» центры принятия решений и где необходимо сконцентрировать свои лоббистские усилия. Примерно к концу «ста дней» правила игры прояснились, причем они практически не отличаются от старых. Единственным заметным отличием от путинской системы образца середины 2007 года является наличие двух центров принятия решений, которые, впрочем, не вступают в открытый конфликт друг с другом. Во многом этому способствует неформальное распределение сфер влияния между двумя лидерами – как в сфере государственной власти, так и бизнеса. В частности, Владимир Путин в целом курирует исполнительную и законодательную ветви власти, а Дмитрий Медведев – судебную. Крупный бизнес практически целиком входит в «компетенцию» Владимира Путина, а его уполномоченным в данной сфере (особенно в сырьевых отраслях) является вице-премьер Игорь Сечин, который в российской экономике играет примерно такую же существенную роль, как и в российской политике до майских перестановок во власти.
С конца июля наблюдается обострение внутриэлитных конфликтов, которые в период «ста дней» Дмитрия Медведева преимущественно существовали в латентной форме. Скорее всего, прежнее затишье было обусловлено неопределенностью правил игры в условиях «дуумвирата»: политики и чиновники опасались, что их повышенная активность приведет к нежелательным результатам, а бизнесмены присматривались к новой конфигурации власти, пытаясь понять, где в ней расположены «главные» центры принятия решений и где необходимо сконцентрировать свои лоббистские усилия. Примерно к концу «ста дней» правила игры прояснились, причем они практически не отличаются от старых. Единственным заметным отличием от путинской системы образца середины 2007 года является наличие двух центров принятия решений, которые, впрочем, не вступают в открытый конфликт друг с другом. Во многом этому способствует неформальное распределение сфер влияния между двумя лидерами – как в сфере государственной власти, так и бизнеса. В частности, Владимир Путин в целом курирует исполнительную и законодательную ветви власти, а Дмитрий Медведев – судебную. Крупный бизнес практически целиком входит в «компетенцию» Владимира Путина, а его уполномоченным в данной сфере (особенно в сырьевых отраслях) является вице-премьер Игорь Сечин, который в российской экономике играет примерно такую же существенную роль, как и в российской политике до майских перестановок во власти.
24.08.2008
Позиция по Южной Осетии как условие "дружбы" с Россией: внешняя политика с 18 по 24 августа 2008 года
На минувшей неделе Россия начала вывод войск из Грузии в соответствии с шестью принципами (планом) Дмитрия Медведева, озвученными им на встрече с французским президентом Николя Саркози. 13 августа этот план был одобрен на специально созванной в Брюсселе встрече министров иностранных дел 27 государств Евросоюза. Комментируя план Саркози-Медведева, глава МИД России Сергей Лавров настаивал на том, что эти принципы должны принять стороны конфликта, осетины, абхазы и грузины. Поэтому в Москву для подписания документа были приглашены Сергей Багапш и Эдуард Кокойты. Ранее Дмитрий Медведев посчитал необходимым публично обозначить российскую позицию по шестому пункту согласованного плана. Речь идет о том, что в первоначально разработанных принципах, в их московском варианте, разработанном Саркози и Медведевым, последний пункт предполагал начало международного обсуждения статуса непризнанных республик. Это могло трактоваться как готовность к отказу от безусловного признания территориальной целостности Грузии.
На минувшей неделе Россия начала вывод войск из Грузии в соответствии с шестью принципами (планом) Дмитрия Медведева, озвученными им на встрече с французским президентом Николя Саркози. 13 августа этот план был одобрен на специально созванной в Брюсселе встрече министров иностранных дел 27 государств Евросоюза. Комментируя план Саркози-Медведева, глава МИД России Сергей Лавров настаивал на том, что эти принципы должны принять стороны конфликта, осетины, абхазы и грузины. Поэтому в Москву для подписания документа были приглашены Сергей Багапш и Эдуард Кокойты. Ранее Дмитрий Медведев посчитал необходимым публично обозначить российскую позицию по шестому пункту согласованного плана. Речь идет о том, что в первоначально разработанных принципах, в их московском варианте, разработанном Саркози и Медведевым, последний пункт предполагал начало международного обсуждения статуса непризнанных республик. Это могло трактоваться как готовность к отказу от безусловного признания территориальной целостности Грузии.
24.08.2008
Подготовка к осенним выборам и решение экономических задач: региональная политика с 18 по 24 августа 2008 года
На минувшей неделе завершился срок выдвижения кандидатов и формирования партийных списков для участия в выборах депутатов законодательных собраний. Выборы пройдут 12 октября в 5 регионах РФ. Новый состав парламентов будет избран в Кемеровской и Сахалинской областях, а также в Чеченской республике. В Иркутской области и Забайкальском крае будут сформированы первые составы заксобраний после завершения процесса «укрупнения» территорий (Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО и Читинской области и Агинского Бурятского АО соответственно).Подобно весенней региональной парламентской кампании (в 11 регионах выборы прошли одновременно с президентскими 2 марта 2008 г.) характерной чертой грядущего электорального периода станет небольшое число участников. Изыскать ресурсы для ведения агитации во всех 5 субъектах смогут лишь партии, обеспечившие себе представительство на федеральном уровне власти («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»). Перспективы малых непарламентских партий гораздо скромнее: каждая из них сможет позволить себе участие не более чем в двух кампаниях одновременно. Так, в Забайкальском крае и Иркутской области в выборах намерены участвовать Аграрная партия России и «Зеленые», в Иркутской области и Чечне - «Патриоты России». Вытесненные за пределы федеральной политики «правые» попытаются пробиться в парламенты Кемеровской (СПС) и Сахалинской («Яблоко») областей.
На минувшей неделе завершился срок выдвижения кандидатов и формирования партийных списков для участия в выборах депутатов законодательных собраний. Выборы пройдут 12 октября в 5 регионах РФ. Новый состав парламентов будет избран в Кемеровской и Сахалинской областях, а также в Чеченской республике. В Иркутской области и Забайкальском крае будут сформированы первые составы заксобраний после завершения процесса «укрупнения» территорий (Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО и Читинской области и Агинского Бурятского АО соответственно).Подобно весенней региональной парламентской кампании (в 11 регионах выборы прошли одновременно с президентскими 2 марта 2008 г.) характерной чертой грядущего электорального периода станет небольшое число участников. Изыскать ресурсы для ведения агитации во всех 5 субъектах смогут лишь партии, обеспечившие себе представительство на федеральном уровне власти («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»). Перспективы малых непарламентских партий гораздо скромнее: каждая из них сможет позволить себе участие не более чем в двух кампаниях одновременно. Так, в Забайкальском крае и Иркутской области в выборах намерены участвовать Аграрная партия России и «Зеленые», в Иркутской области и Чечне - «Патриоты России». Вытесненные за пределы федеральной политики «правые» попытаются пробиться в парламенты Кемеровской (СПС) и Сахалинской («Яблоко») областей.
24.08.2008
Федеральные ведомства расширяют сферы влияния: экономическая политика с 18 по 24 августа 2008 года
На прошедшей неделе состоялось заседание Президиума Правительства РФ. В рамках мероприятия была рассмотрена программа приватизации федерального имущества на 2009 год и основные направления «разгосударствления» на 2010-2011 годы. Вопросы продажи тех или иных госактивов, как правило, поднимаются в августе, когда готовится план приватизации на будущий год. В 2008 г. данный документ готовился на трехлетнюю перспективу. В последние два года основной интригой плана приватизации оставалась перспектива продажи двух госкомпаний - «Аэрофлота» и «Связьинвеста». Приватизацию крупнейшего авиаоператора лоббировало Минэкономразвития.Экс-глава ведомства Герман Греф давно вынашивал планы демонополизации рынка за счет продажи «Аэрофлота». Однако «палки в колеса» экс-министру вставлял Игорь Левитин, известный своими связями с топ-менеджментом авиаоператора.
На прошедшей неделе состоялось заседание Президиума Правительства РФ. В рамках мероприятия была рассмотрена программа приватизации федерального имущества на 2009 год и основные направления «разгосударствления» на 2010-2011 годы. Вопросы продажи тех или иных госактивов, как правило, поднимаются в августе, когда готовится план приватизации на будущий год. В 2008 г. данный документ готовился на трехлетнюю перспективу. В последние два года основной интригой плана приватизации оставалась перспектива продажи двух госкомпаний - «Аэрофлота» и «Связьинвеста». Приватизацию крупнейшего авиаоператора лоббировало Минэкономразвития.Экс-глава ведомства Герман Греф давно вынашивал планы демонополизации рынка за счет продажи «Аэрофлота». Однако «палки в колеса» экс-министру вставлял Игорь Левитин, известный своими связями с топ-менеджментом авиаоператора.
24.08.2008
Векторы новой российской внешней политики в свете международной политической трансформации: Интрига недели с 25 по 31 августа 2008 года
Предстоящая неделя будет насыщена событиями, представляющими важность для внешней политики России. На начало недели запланировано экстренное пленарное заседание Государственной думы РФ. Основной темой, выносимой на повестку дня, станет обсуждение вопроса об определении правового статуса Южной Осетии и Абхазии. Высока вероятность того, что нижняя палата парламента инициирует процесс признания независимости обеих республик, направив обращение на имя президента с просьбой поддержать просьбу Цхинвала и Сухума. В случае позитивного решения главы российского государства, Южная Осетия и Абхазия смогут рассматриваться РФ как независимые субъекты международного права, что открывает возможность для заключения с ними международных договоров о согласовании условий российского военного присутствия на их территории. Подобное решение позволит избежать зависимости обеспечения безопасности республик от решений международного сообщества, и в частности, Совета безопасности ООН.
Предстоящая неделя будет насыщена событиями, представляющими важность для внешней политики России. На начало недели запланировано экстренное пленарное заседание Государственной думы РФ. Основной темой, выносимой на повестку дня, станет обсуждение вопроса об определении правового статуса Южной Осетии и Абхазии. Высока вероятность того, что нижняя палата парламента инициирует процесс признания независимости обеих республик, направив обращение на имя президента с просьбой поддержать просьбу Цхинвала и Сухума. В случае позитивного решения главы российского государства, Южная Осетия и Абхазия смогут рассматриваться РФ как независимые субъекты международного права, что открывает возможность для заключения с ними международных договоров о согласовании условий российского военного присутствия на их территории. Подобное решение позволит избежать зависимости обеспечения безопасности республик от решений международного сообщества, и в частности, Совета безопасности ООН.