Рецидивы мирового финансового кризиса на политическом и экономическом уровнях: Интрига недели с 1 по 7 декабря 2008 года
Основные вехи предстоящей недели концентрируются вокруг политических и экономических событий, развитие которых будет протекать в ситуации преодоления последствий глобального финансового кризиса. При этом сами эти события во многом были порождены кризисом, выступая его своеобразными рецидивами.
В начале недели Украина намерена начать процесс погашения долга перед Россией по газу. В частности, к 1 декабря будет погашена задолженность за газ на сумму в 380 млн. долл., поставленный в сентябре, и часть задолженности за газ, поставленный в октябре 2008 года. Дальнейшее погашение долга Украины перед Россией в размере 2,4 млрд. долл. растянется до января 2009 года. Предполагается, что для этого кабинет министров пойдет на любые меры. Речь, в частности, может пойти о привлечении для погашения долга средств, предоставляемых МВФ для преодоления Украиной последствий мирового финансового кризиса.
Новости дня: |
Главная
\
Аналитические комментарии
Аналитические комментарии
30.11.2008
30.11.2008
Элитные группы в борьбе за скудеющие ресурсы: внутренняя политика с 24 по 30 ноября 2008 года
Ухудшающаяся социально-экономическая конъюнктура внесла серьезные коррективы в расстановку сил на внутриэлитном поле. Поскольку ключевым индикатором влиятельности в современной России является объем контролируемых ресурсов (экономических, аппаратных, кадровых), то в условиях кризиса ликвидности заметно усилилось влияние тех групп, которые имеют доступ к государственным средствам или, более того, контролируют выделение этих средств. Поскольку выделение таких средств курируется Владимиром Путиным (через ВЭБ, где он возглавляет совет директоров), то в наиболее выигрышной ситуации в настоящее время оказались представители «новых» элитных групп – те, чье возвышение произошло в последние 6-8 лет. На этом фоне устойчивым трендом является ослабление «старых» элитных сообществ, самым наглядным примером чего может служить положение «семейных». Около 10 лет назад они представляли собой наиболее влиятельный клан, который по совокупности контролируемых ресурсов на порядок превосходил иные существовавшие элитные группы. Судя по косвенным фактам, одним из условий «преемничества» Владимира Путина, которое ему поставил Борис Ельцин, была если не поддержка, то, по крайней мере, нейтральное отношение к «семейным». При этом действие этого условия распространялось на весь клан, а не только на главу «Аэрофлота» Валерия Окулова, как гласит одна из версий.
Ухудшающаяся социально-экономическая конъюнктура внесла серьезные коррективы в расстановку сил на внутриэлитном поле. Поскольку ключевым индикатором влиятельности в современной России является объем контролируемых ресурсов (экономических, аппаратных, кадровых), то в условиях кризиса ликвидности заметно усилилось влияние тех групп, которые имеют доступ к государственным средствам или, более того, контролируют выделение этих средств. Поскольку выделение таких средств курируется Владимиром Путиным (через ВЭБ, где он возглавляет совет директоров), то в наиболее выигрышной ситуации в настоящее время оказались представители «новых» элитных групп – те, чье возвышение произошло в последние 6-8 лет. На этом фоне устойчивым трендом является ослабление «старых» элитных сообществ, самым наглядным примером чего может служить положение «семейных». Около 10 лет назад они представляли собой наиболее влиятельный клан, который по совокупности контролируемых ресурсов на порядок превосходил иные существовавшие элитные группы. Судя по косвенным фактам, одним из условий «преемничества» Владимира Путина, которое ему поставил Борис Ельцин, была если не поддержка, то, по крайней мере, нейтральное отношение к «семейным». При этом действие этого условия распространялось на весь клан, а не только на главу «Аэрофлота» Валерия Окулова, как гласит одна из версий.
30.11.2008
Россия определяет контуры отношений с будущей Администрацией США: политические и военные аспекты - внешняя политика с 24 по 30 ноября 2008 года
Ключевое внешнеполитическое событие недели в России – масштабное турне Дмитрия Медведева по странам Латинской Америки. Первая остановка была совершена им в Перу, где президент РФ принял участие в саммите АТЭС. Следующими пунктами в его графике были Бразилия, Венесуэла и Куба. А в начале декабря ожидается первый визит в Россию президента Аргентины Кристины де Фернандес Киршнер. Турне по странам Латинской Америки проходит в условиях достаточно напряженных отношений между РФ и США и может трактоваться как поиск Москвой дополнительных «силовым» механизмов давления на Вашингтон. В контексте недавних выборов в США и формирования новой американской администрации турне Медведева – сигнал будущей «команде Барака Обамы», свидетельствующий о намерении Москвы и далее продвигать свои интересы в регионе, несмотря на переход власти в Соединенных Штатах к демократам. Вояж не носил подчеркнуто антиамериканского характера, вместе с тем в его рамках было реализовано несколько инициатив, косвенно адресованных Белому Дому США. Речь идет о достигнутой между Россией и Бразилией договоренности о проведении в 2009 году в Москве первого саммита БРИК на уровне глав государств. С учетом того, что ранее участники этого неформального объединения отдельно встречались только на министерском уровне, российско-бразильскую договоренность можно считать серьезным прорывом. Правда, пока остается неизвестной реакция Китая и Индии. Однако сам факт придания БРИК более четких институциональных очертаний свидетельствует о заинтересованности его участников в появлении на международной арене нового мощного политического и экономического альянса.
Ключевое внешнеполитическое событие недели в России – масштабное турне Дмитрия Медведева по странам Латинской Америки. Первая остановка была совершена им в Перу, где президент РФ принял участие в саммите АТЭС. Следующими пунктами в его графике были Бразилия, Венесуэла и Куба. А в начале декабря ожидается первый визит в Россию президента Аргентины Кристины де Фернандес Киршнер. Турне по странам Латинской Америки проходит в условиях достаточно напряженных отношений между РФ и США и может трактоваться как поиск Москвой дополнительных «силовым» механизмов давления на Вашингтон. В контексте недавних выборов в США и формирования новой американской администрации турне Медведева – сигнал будущей «команде Барака Обамы», свидетельствующий о намерении Москвы и далее продвигать свои интересы в регионе, несмотря на переход власти в Соединенных Штатах к демократам. Вояж не носил подчеркнуто антиамериканского характера, вместе с тем в его рамках было реализовано несколько инициатив, косвенно адресованных Белому Дому США. Речь идет о достигнутой между Россией и Бразилией договоренности о проведении в 2009 году в Москве первого саммита БРИК на уровне глав государств. С учетом того, что ранее участники этого неформального объединения отдельно встречались только на министерском уровне, российско-бразильскую договоренность можно считать серьезным прорывом. Правда, пока остается неизвестной реакция Китая и Индии. Однако сам факт придания БРИК более четких институциональных очертаний свидетельствует о заинтересованности его участников в появлении на международной арене нового мощного политического и экономического альянса.
30.11.2008
Антикризисный курс Центра на фоне обострения ситуации на Северном Кавказе - региональная политика с 24 по 30 ноября 2008 года
На минувшей неделе премьер-министр России Владимир Путин утвердил Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Задачи государственного развития по-прежнему амбициозны: в 2020 г. Россия должна стать пятой в мире экономикой, показатель ВВП на душу населения должен составить 000 (в 2007 г. — 900). К этому времени, ожидают авторы Концепции-2020 (документ готовило Минэкономразвития) в стране «сформируется общество, основанное на доверии и ответственности», половина населения будет представлена «средним классом», 40-50% предприятий будут использовать инновации (в 2007 г. - лишь 8,5%), а в структуре экспорта значимую долю займут технологии и интеллектуальные услуги. Восстановление российской экономики после кризиса, по прогнозам, займет около года. Правда, этот прогноз не окончателен – по поручению премьер-министра он будет доработан и расширен, и к 1 августа 2009 г. Минэкономразвития представит видение перспектив экономического развития РФ на период до 2030 г. Важной смысловой составляющей Концепции выступает принцип «равных возможностей» для жителей разных субъектов РФ. Его реализация предполагает решение одной из ключевых задач региональной политики - «выравнивание» территорий по уровню социально-экономического развития. Однако ответ на вопрос о том, каким образом этого достичь, на федеральном уровне пока не найден. По показателю диспропорций в развитии территорий ситуация в РФ сопоставима с Индией и Китаем.
На минувшей неделе премьер-министр России Владимир Путин утвердил Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Задачи государственного развития по-прежнему амбициозны: в 2020 г. Россия должна стать пятой в мире экономикой, показатель ВВП на душу населения должен составить 000 (в 2007 г. — 900). К этому времени, ожидают авторы Концепции-2020 (документ готовило Минэкономразвития) в стране «сформируется общество, основанное на доверии и ответственности», половина населения будет представлена «средним классом», 40-50% предприятий будут использовать инновации (в 2007 г. - лишь 8,5%), а в структуре экспорта значимую долю займут технологии и интеллектуальные услуги. Восстановление российской экономики после кризиса, по прогнозам, займет около года. Правда, этот прогноз не окончателен – по поручению премьер-министра он будет доработан и расширен, и к 1 августа 2009 г. Минэкономразвития представит видение перспектив экономического развития РФ на период до 2030 г. Важной смысловой составляющей Концепции выступает принцип «равных возможностей» для жителей разных субъектов РФ. Его реализация предполагает решение одной из ключевых задач региональной политики - «выравнивание» территорий по уровню социально-экономического развития. Однако ответ на вопрос о том, каким образом этого достичь, на федеральном уровне пока не найден. По показателю диспропорций в развитии территорий ситуация в РФ сопоставима с Индией и Китаем.
30.11.2008
Правительство сокращает госрасходы: экономическая политика с 24 по 30 ноября 2008 года
На минувшей неделе основные акционеры «Норникеля» Владимир Потанин и Олег Дерипаска провели совместный брифинг, на котором объявили о прекращении акционерного конфликта в ГМК. Борьба за указанный стратегический актив идет около года, однако основная фаза противостояния пришлась на лето 2008 года. Так, 30 июня акционеры «Норникеля» на годовом собрании выбрали новый состав совета директоров компании, перевес в котором получил холдинг «Интеррос» Владимира Потанина. При этом было принято решение об увеличении состава совета с 9 до 13 человек, но это можно сделать, только проведя собрание акционеров компании. Позднее 8 августа 2008 года на заседании совета директоров бизнес-структуры генеральным директором «Норникеля» большинством голосов был избран Владимир Стржалковский, ранее возглавлявший Ростуризм. Против его назначения выступал миноритарий ГМК - компания «Русал».Бывший генеральный директор «Норникеля» Сергей Батехин был назначен первым заместителем Стржалковского. Таким образом, Потанин получил полный контроль над органами управления «Норникеля». Плюс заручился поддержкой Стржалковского, который имеет хорошие связи в Правительстве РФ на уровне вице-премьеров и выше.
На минувшей неделе основные акционеры «Норникеля» Владимир Потанин и Олег Дерипаска провели совместный брифинг, на котором объявили о прекращении акционерного конфликта в ГМК. Борьба за указанный стратегический актив идет около года, однако основная фаза противостояния пришлась на лето 2008 года. Так, 30 июня акционеры «Норникеля» на годовом собрании выбрали новый состав совета директоров компании, перевес в котором получил холдинг «Интеррос» Владимира Потанина. При этом было принято решение об увеличении состава совета с 9 до 13 человек, но это можно сделать, только проведя собрание акционеров компании. Позднее 8 августа 2008 года на заседании совета директоров бизнес-структуры генеральным директором «Норникеля» большинством голосов был избран Владимир Стржалковский, ранее возглавлявший Ростуризм. Против его назначения выступал миноритарий ГМК - компания «Русал».Бывший генеральный директор «Норникеля» Сергей Батехин был назначен первым заместителем Стржалковского. Таким образом, Потанин получил полный контроль над органами управления «Норникеля». Плюс заручился поддержкой Стржалковского, который имеет хорошие связи в Правительстве РФ на уровне вице-премьеров и выше.
23.11.2008
Новая силовая политика РФ в дальнем и ближнем зарубежье: Интрига недели с 24 по 30 ноября 2008 года
Главным трендом предстоящей недели станет начало реализации Россией новой силовой политики. Она будет включать как сугубо военную составляющую, так и весомый политический сегмент. На начало недели приходится старт совместных российско-венесуэльских учений в Карибском море. От ВМС РФ в них будет задействован отряд надводных кораблей Северного флота в составе тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко» и двух вспомогательных судов. Учения в бассейне Карибского моря будут построены на сочетании имиджевого и практического сегментов. С одной стороны, внимание российских СМИ к вояжу группы кораблей Северного флота в Атлантику говорит о желании Москвы продемонстрировать мировому сообществу и населению России возрождение потенциала ВМС РФ, а с другой, российский флот имеет шанс для получения бесценного опыта действий в отдаленной морской акватории в непосредственной близости от территории США.
Главным трендом предстоящей недели станет начало реализации Россией новой силовой политики. Она будет включать как сугубо военную составляющую, так и весомый политический сегмент. На начало недели приходится старт совместных российско-венесуэльских учений в Карибском море. От ВМС РФ в них будет задействован отряд надводных кораблей Северного флота в составе тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко» и двух вспомогательных судов. Учения в бассейне Карибского моря будут построены на сочетании имиджевого и практического сегментов. С одной стороны, внимание российских СМИ к вояжу группы кораблей Северного флота в Атлантику говорит о желании Москвы продемонстрировать мировому сообществу и населению России возрождение потенциала ВМС РФ, а с другой, российский флот имеет шанс для получения бесценного опыта действий в отдаленной морской акватории в непосредственной близости от территории США.
23.11.2008
Элиты вновь активизировались: внутренняя политика с 17 по 23 ноября 2008 года
Состоявшийся в конце минувшей недели съезд «Единой России» не принес тех неожиданностей, на которые рассчитывали большинство наблюдателей. Помимо озвученных итогов и инициатив был важен и сам антураж мероприятия – на нем присутствовали как лидер партии, премьер-министр Владимир Путин, так и президент Дмитрий Медведев. Данный факт носит вполне осмысленный символический характер. На фоне ухудшающейся экономической ситуации вновь активизировались сторонники деструктивного внутриполитического сценария, настаивающие на «медведевской демократической революции» и «разрыве с путинским прошлым». Например, подобная интерпретация поведения Дмитрия Медведева наблюдалась в медиа-поле после оглашения им своего первого Послания в начале ноября, хотя она и не стала доминирующей. Согласно подобным выкладкам, ухудшающаяся экономическая ситуация – удобный повод для президента объявить, что он выполнил свои обязательства перед предшественником, и начать проводить «самостоятельную» политику. Съезд продемонстрировал, что члены властного «тандема» осознают опасность распространения таких деструктивных идей и дают сигнал элитам о необходимости сплотиться и пожертвовать тактическими целями (усиление собственных позиций и т.п.) для достижения стратегических – сохранения устойчивости политической конструкции в стране и поступательной модернизации. В частности, Дмитрий Медведев в очередной раз подчеркнул «руководящую и направляющую» роль «партии власти», хотя, по неофициальной информации, не питает к данной политической силе особо теплых чувств.
Состоявшийся в конце минувшей недели съезд «Единой России» не принес тех неожиданностей, на которые рассчитывали большинство наблюдателей. Помимо озвученных итогов и инициатив был важен и сам антураж мероприятия – на нем присутствовали как лидер партии, премьер-министр Владимир Путин, так и президент Дмитрий Медведев. Данный факт носит вполне осмысленный символический характер. На фоне ухудшающейся экономической ситуации вновь активизировались сторонники деструктивного внутриполитического сценария, настаивающие на «медведевской демократической революции» и «разрыве с путинским прошлым». Например, подобная интерпретация поведения Дмитрия Медведева наблюдалась в медиа-поле после оглашения им своего первого Послания в начале ноября, хотя она и не стала доминирующей. Согласно подобным выкладкам, ухудшающаяся экономическая ситуация – удобный повод для президента объявить, что он выполнил свои обязательства перед предшественником, и начать проводить «самостоятельную» политику. Съезд продемонстрировал, что члены властного «тандема» осознают опасность распространения таких деструктивных идей и дают сигнал элитам о необходимости сплотиться и пожертвовать тактическими целями (усиление собственных позиций и т.п.) для достижения стратегических – сохранения устойчивости политической конструкции в стране и поступательной модернизации. В частности, Дмитрий Медведев в очередной раз подчеркнул «руководящую и направляющую» роль «партии власти», хотя, по неофициальной информации, не питает к данной политической силе особо теплых чувств.
23.11.2008
Россия пользуется "передышкой", предоставленной США, для продвижения своих глобальных проектов: внешняя политика с 17 по 23 ноября 2008 года
21 ноября Дмитрий Медведев совершил официальный визит в Португалию, положив тем самым начало второму за свою президентскую практику крупномасштабному турне, в которое также включены Перу, Бразилия, Венесуэла и Куба. Главный для России итог переговоров с португальским руководством – согласие принять участие в проекте коллективной безопасности, впервые предложенном российским президентом в июне 2008 года и вновь обозначенном во время его выступления на саммите РФ-ЕС в Ницце. В новых геополитических условиях (сформировавшихся после «кавказской войны») Россия активно лоббирует свой проект общеевропейской безопасности, призванный повысить ее роль в Европе и составить конкуренцию американской геополитической «униполярности». Новую архитектуру коллективной безопасности Дмитрий Медведев, судя по всему, намерен сделать важной внешнеполитической вехой первого этапа своей президентской карьеры.
21 ноября Дмитрий Медведев совершил официальный визит в Португалию, положив тем самым начало второму за свою президентскую практику крупномасштабному турне, в которое также включены Перу, Бразилия, Венесуэла и Куба. Главный для России итог переговоров с португальским руководством – согласие принять участие в проекте коллективной безопасности, впервые предложенном российским президентом в июне 2008 года и вновь обозначенном во время его выступления на саммите РФ-ЕС в Ницце. В новых геополитических условиях (сформировавшихся после «кавказской войны») Россия активно лоббирует свой проект общеевропейской безопасности, призванный повысить ее роль в Европе и составить конкуренцию американской геополитической «униполярности». Новую архитектуру коллективной безопасности Дмитрий Медведев, судя по всему, намерен сделать важной внешнеполитической вехой первого этапа своей президентской карьеры.
23.11.2008
Антикризисные меры и кадровые вопросы: региональная политика с 17 по 23 ноября 2008 года
Обсуждение перспектив изменения порядка наделения полномочиями региональных лидеров получило на минувшей неделе неожиданное развитие. Мэр Москвы Юрий Лужков высказался за рассмотрение вопроса о возвращении прямых выборов глав администраций российских регионов: по его мнению, всенародно избранные руководители являются более легитимными, чем «избранные парламентами» по представлению президента РФ главы субъектов. Ранее о возможности возвращения к процедуре прямых выборов заявляли президенты Татарстана и Башкирии Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов, а также губернатор Ростовской области Владимир Чуб. Список участников внутриэлитной дискуссии весьма показателен: региональные «старожилы» и «тяжеловесы», занимающие свои посты более 15 лет каждый, в ближайшей перспективе столкнутся с необходимостью смены власти на «подведомственных» территориях (для этого есть и политические, и естественные причины), а потому стремятся обеспечить свои интересы (прежде всего, связанные с контролем над ресурсами) в этом процессе
Обсуждение перспектив изменения порядка наделения полномочиями региональных лидеров получило на минувшей неделе неожиданное развитие. Мэр Москвы Юрий Лужков высказался за рассмотрение вопроса о возвращении прямых выборов глав администраций российских регионов: по его мнению, всенародно избранные руководители являются более легитимными, чем «избранные парламентами» по представлению президента РФ главы субъектов. Ранее о возможности возвращения к процедуре прямых выборов заявляли президенты Татарстана и Башкирии Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов, а также губернатор Ростовской области Владимир Чуб. Список участников внутриэлитной дискуссии весьма показателен: региональные «старожилы» и «тяжеловесы», занимающие свои посты более 15 лет каждый, в ближайшей перспективе столкнутся с необходимостью смены власти на «подведомственных» территориях (для этого есть и политические, и естественные причины), а потому стремятся обеспечить свои интересы (прежде всего, связанные с контролем над ресурсами) в этом процессе
23.11.2008
Правительство объявило о существенном снижении налоговой нагрузки: экономическая политика с 17 по 23 ноября 2008 года
На минувшей неделе вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков заявил о переходе на рубль в расчетах за энергоносители РФ. Данное требование являлось условием предоставления белорусской стороне стабилизационного кредита. Напомним, согласно подписанному 14 ноября соглашению, Минск получит от Москвы стабилизационный государственный кредит в размере млрд. Первый транш – млрд. – должен поступить в Белоруссию до конца 2008 года. Особенностью кредита стал пролонгированный срок его погашения. Кроме того, согласно условиям, получив долларовый кредит, Белоруссия взяла на себя обязательство за российские углеводороды расплачиваться исключительно рублями. Второй транш будет предоставлен позже, и по нему подпишут отдельное соглашение – не позднее 28 февраля 2009 года.В соответствии с условиями соглашения кредит предоставляется на 15 лет с 5-летней отсрочкой по основному долгу по ставке LIBOR+3%. Правда, условия по полученному в прошлом году кредиту в ,5 млрд. для Белоруссии были несколько выгоднее: рассрочка на 15 лет под ставку LIBOR +0,75% с пятилетней отсрочкой платежа по основному долгу.
На минувшей неделе вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков заявил о переходе на рубль в расчетах за энергоносители РФ. Данное требование являлось условием предоставления белорусской стороне стабилизационного кредита. Напомним, согласно подписанному 14 ноября соглашению, Минск получит от Москвы стабилизационный государственный кредит в размере млрд. Первый транш – млрд. – должен поступить в Белоруссию до конца 2008 года. Особенностью кредита стал пролонгированный срок его погашения. Кроме того, согласно условиям, получив долларовый кредит, Белоруссия взяла на себя обязательство за российские углеводороды расплачиваться исключительно рублями. Второй транш будет предоставлен позже, и по нему подпишут отдельное соглашение – не позднее 28 февраля 2009 года.В соответствии с условиями соглашения кредит предоставляется на 15 лет с 5-летней отсрочкой по основному долгу по ставке LIBOR+3%. Правда, условия по полученному в прошлом году кредиту в ,5 млрд. для Белоруссии были несколько выгоднее: рассрочка на 15 лет под ставку LIBOR +0,75% с пятилетней отсрочкой платежа по основному долгу.
16.11.2008
Россия в условиях трансформации внутриполитической системы и усиления влияния на внешнеэкономической арене: Интрига недели с 17 по 23 ноября 2008 года
Ключевые события предстоящей недели концентрируются вокруг внутриполитической конъюнктуры России и глобальной экономической повестки дня. Для РФ неделя будет важной в плане начала процесса политической трансформации, катализатором которой выступает реформа российской политической системы, предложенная президентом Дмитрием Медведевым, а также тренд усиления позиций на внешнеэкономической арене. На начало недели приходится заседание российско-аргентинской комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС). В ходе переговоров стороны рассмотрят перспективные направления двустороннего партнерства в оборонной сфере, а также возможности для приобретения Буэнос-Айресом российских систем вооружения. В случае интенсификации сотрудничества между РФ и Аргентиной в области ВТС, Москва создаст условия для коренной трансформации военно-политической ситуации в Латинской Америке - установление оборонных связей между государствами может стать основой для развития двустороннего политического партнерства и привести к ослаблению позиции США на континенте.
Ключевые события предстоящей недели концентрируются вокруг внутриполитической конъюнктуры России и глобальной экономической повестки дня. Для РФ неделя будет важной в плане начала процесса политической трансформации, катализатором которой выступает реформа российской политической системы, предложенная президентом Дмитрием Медведевым, а также тренд усиления позиций на внешнеэкономической арене. На начало недели приходится заседание российско-аргентинской комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС). В ходе переговоров стороны рассмотрят перспективные направления двустороннего партнерства в оборонной сфере, а также возможности для приобретения Буэнос-Айресом российских систем вооружения. В случае интенсификации сотрудничества между РФ и Аргентиной в области ВТС, Москва создаст условия для коренной трансформации военно-политической ситуации в Латинской Америке - установление оборонных связей между государствами может стать основой для развития двустороннего политического партнерства и привести к ослаблению позиции США на континенте.
16.11.2008
Обострение внутриэлитной борьбы на фоне идеологических дискуссий: внутренняя политика с 10 по 16 ноября 2008 года
На минувшей неделе на сайте главы государства Дмитрия Медведева было опубликовано его интервью газете Le Figaro. Помимо всего прочего, интервьюер поинтересовался относительно намерений президента РФ досрочно уйти в отставку. Это стало отзвуком дискуссий в экспертном сообществе, порожденных Посланием главы государства. Не сумев найти «подводных течений» в самой идее увеличения срока полномочий, наблюдатели принялись искусственно раздувать интригу вокруг бенефициара таких решений, которым, по их мнению, может стать Владимир Путин. Однако ответ Дмитрия Медведева свидетельствует о том, что такие варианты в данный момент (в дальнейшем в связи со стремительно меняющейся финансово-экономической ситуацией все может измениться) не рассматриваются. Между тем события вокруг реализации поручений президента развивались достаточно оперативно. В понедельник состоялась встреча президента Дмитрия Медведева с представителями парламентских партий. На ней обсуждались «технические» аспекты реализации идей, заложенных в Послании. В частности, произошло своеобразное разделение полномочий по разработке законопроектов. Например, нормы о кадровой ротации, согласно первой информации, будут разрабатываться самими партиями, что позволит максимально учесть интересы их руководства.
На минувшей неделе на сайте главы государства Дмитрия Медведева было опубликовано его интервью газете Le Figaro. Помимо всего прочего, интервьюер поинтересовался относительно намерений президента РФ досрочно уйти в отставку. Это стало отзвуком дискуссий в экспертном сообществе, порожденных Посланием главы государства. Не сумев найти «подводных течений» в самой идее увеличения срока полномочий, наблюдатели принялись искусственно раздувать интригу вокруг бенефициара таких решений, которым, по их мнению, может стать Владимир Путин. Однако ответ Дмитрия Медведева свидетельствует о том, что такие варианты в данный момент (в дальнейшем в связи со стремительно меняющейся финансово-экономической ситуацией все может измениться) не рассматриваются. Между тем события вокруг реализации поручений президента развивались достаточно оперативно. В понедельник состоялась встреча президента Дмитрия Медведева с представителями парламентских партий. На ней обсуждались «технические» аспекты реализации идей, заложенных в Послании. В частности, произошло своеобразное разделение полномочий по разработке законопроектов. Например, нормы о кадровой ротации, согласно первой информации, будут разрабатываться самими партиями, что позволит максимально учесть интересы их руководства.
16.11.2008
Россия настаивает на повышении своего статуса в мировых финансовых институтах: саммит G20 как стартовая площадка: внешняя политика с 10 по 16 ноября 2008 года
Проведение встречи в американской столице по предложению Белого Дома США преследовало две не противоречащие друг другу цели. Во-первых, таким образом нынешняя республиканская администрация публично взяла на себя ответственность за финансовый коллапс (видимо, этим и обусловлено участие в саммите Джорджа Буша, а не нового президента Барака Обамы). Однако, вместе с тем, те же фигуранты пытались продемонстрировать незыблемость американского финансово-экономического монополизма, выступив в роли глобального антикризисного центра принятия решений.В саммите приняли участие лидеры стран-членов «группы 20» (Аргентина, Австрия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Япония, Южная Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, ЮАР, Турция, Великобритания, США и страна-представитель ЕС), а также директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан, президент Всемирного банка Роберт Зеллик, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и председатель Форума по финансовой стабильности Марио Драги.
Проведение встречи в американской столице по предложению Белого Дома США преследовало две не противоречащие друг другу цели. Во-первых, таким образом нынешняя республиканская администрация публично взяла на себя ответственность за финансовый коллапс (видимо, этим и обусловлено участие в саммите Джорджа Буша, а не нового президента Барака Обамы). Однако, вместе с тем, те же фигуранты пытались продемонстрировать незыблемость американского финансово-экономического монополизма, выступив в роли глобального антикризисного центра принятия решений.В саммите приняли участие лидеры стран-членов «группы 20» (Аргентина, Австрия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Япония, Южная Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, ЮАР, Турция, Великобритания, США и страна-представитель ЕС), а также директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан, президент Всемирного банка Роберт Зеллик, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и председатель Форума по финансовой стабильности Марио Драги.
16.11.2008
Ответственность - на места: антикризисный подход к региональным политическим задачам: региональная политика с 10 по 16 ноября 2008 года
Проблемы, связанные с проведением реформы местного самоуправления, становятся все более актуальными. Переходный период, предусмотренный для формирования новых границ муниципальных образований, передачу полномочий и создание кадрового резерва, истекает в конце 2008 г. Президент Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию, дал понять, что законодательного введения новой отсрочки реформы МСУ (первоначально проводить преобразования в «полном объеме» планировалось с 2006 г.) не будет. Осуществлять свои полномочия в полном объеме местные власти в российских регионах начнут с 1 января 2009 г. Исключением станут Ингушетия и Чечня – в этих субъектах процесс создания муниципальных органов власти до сих пор не начался, так как из-за территориальных споров не проведена демаркация границы. В Послании Медведев призвал ускорить разграничение земель, и на минувшей неделе ингушские власти отреагировали на этот «сигнал»: парламент республики обратился к спикеру Совета Федерации (СФ) Сергею Миронову с просьбой создать комиссию по определению границ региона. Ожидается, что закон «О мерах по организации местного самоуправления в республике Ингушетия и Чеченской республике» будет рассмотрен сенаторами в ближайшее время.
Проблемы, связанные с проведением реформы местного самоуправления, становятся все более актуальными. Переходный период, предусмотренный для формирования новых границ муниципальных образований, передачу полномочий и создание кадрового резерва, истекает в конце 2008 г. Президент Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию, дал понять, что законодательного введения новой отсрочки реформы МСУ (первоначально проводить преобразования в «полном объеме» планировалось с 2006 г.) не будет. Осуществлять свои полномочия в полном объеме местные власти в российских регионах начнут с 1 января 2009 г. Исключением станут Ингушетия и Чечня – в этих субъектах процесс создания муниципальных органов власти до сих пор не начался, так как из-за территориальных споров не проведена демаркация границы. В Послании Медведев призвал ускорить разграничение земель, и на минувшей неделе ингушские власти отреагировали на этот «сигнал»: парламент республики обратился к спикеру Совета Федерации (СФ) Сергею Миронову с просьбой создать комиссию по определению границ региона. Ожидается, что закон «О мерах по организации местного самоуправления в республике Ингушетия и Чеченской республике» будет рассмотрен сенаторами в ближайшее время.
16.11.2008
Внутриотраслевая конкуренция обостряется на фоне финансового кризиса: экономическая политика с 10 по 16 ноября 2008 года
Стали известны подробности реализации Антикризисного плана Правительства РФ. Документ, который получил название «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики» был утвержден Владимиром Путиным 7 ноября. Он является дополнением к прямой финансовой помощи отечественным предприятиям. В целом представлено 55 стратегических мер, объединенных в десять блоков. Документ является результатом лоббирования отраслевыми группами влияния своих интересов: на основе их инициатив были сформулированы основные задачи. Больше всего в Антикризисном плане инициатив «Внешэкономбанка» (ВЭБ). На протяжении 2008 года госкорпорация лоббировала ряд проектов, часть из которых нашла отражение в антикризисном плане. Несколько инициатив, изложенных в первом блоке документа («Развитие финансовой и банковской системы»), упростят контроль над рефинансированными частными организациями. В результате ВЭБ сможет быстрее взыскивать и реализовывать заложенное имущество. Учитывая, что под данную норму подпадают практически все компании, перекредитованные госкорпорацией, продавать залоги (ценные бумаги самих бизнес-структур) станет намного проще.
Стали известны подробности реализации Антикризисного плана Правительства РФ. Документ, который получил название «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики» был утвержден Владимиром Путиным 7 ноября. Он является дополнением к прямой финансовой помощи отечественным предприятиям. В целом представлено 55 стратегических мер, объединенных в десять блоков. Документ является результатом лоббирования отраслевыми группами влияния своих интересов: на основе их инициатив были сформулированы основные задачи. Больше всего в Антикризисном плане инициатив «Внешэкономбанка» (ВЭБ). На протяжении 2008 года госкорпорация лоббировала ряд проектов, часть из которых нашла отражение в антикризисном плане. Несколько инициатив, изложенных в первом блоке документа («Развитие финансовой и банковской системы»), упростят контроль над рефинансированными частными организациями. В результате ВЭБ сможет быстрее взыскивать и реализовывать заложенное имущество. Учитывая, что под данную норму подпадают практически все компании, перекредитованные госкорпорацией, продавать залоги (ценные бумаги самих бизнес-структур) станет намного проще.
09.11.2008
Первое Послание Дмитрия Медведева: надежды и разочарования: внутренняя политика с 4 по 9 ноября 2008 года
Незадолго до обнародования текста Послания президента РФ обострились споры о том, насколько стратегический характер оно будет носить. Одни наблюдатели заявляли, что документ будет отличаться весьма общим подходом, что обусловлено необходимостью для Дмитрия Медведева обнародовать программу своих действий на весь президентский срок. Соответственно, по их выкладкам, текст документа будет не слишком конкретным. Оппоненты данной точки зрения настаивали на том, что Послание не будет отличаться от большинства предшествовавших ему документов, и в целом должно содержать указание на первоочередные задачи, которые необходимо решить в течение ближайшего года.Одинаково правы (как и одинаково неправы) оказались представители обеих точек зрения. Послание президента Дмитрия Медведева содержало как объемный стратегический блок, так и изобиловало конкретикой, в том числе и в области внутренней политики. Если рассматривать первую составляющую документа, то необходимо отметить, что она, в отличие от выступлений предшественников, содержала достаточно объемный «ценностный» блок. Таким образом, глава государства обозначил стратегические ориентиры своего правления не столько на конкретно-программном, сколько на декларативном и идеологическом уровнях
Незадолго до обнародования текста Послания президента РФ обострились споры о том, насколько стратегический характер оно будет носить. Одни наблюдатели заявляли, что документ будет отличаться весьма общим подходом, что обусловлено необходимостью для Дмитрия Медведева обнародовать программу своих действий на весь президентский срок. Соответственно, по их выкладкам, текст документа будет не слишком конкретным. Оппоненты данной точки зрения настаивали на том, что Послание не будет отличаться от большинства предшествовавших ему документов, и в целом должно содержать указание на первоочередные задачи, которые необходимо решить в течение ближайшего года.Одинаково правы (как и одинаково неправы) оказались представители обеих точек зрения. Послание президента Дмитрия Медведева содержало как объемный стратегический блок, так и изобиловало конкретикой, в том числе и в области внутренней политики. Если рассматривать первую составляющую документа, то необходимо отметить, что она, в отличие от выступлений предшественников, содержала достаточно объемный «ценностный» блок. Таким образом, глава государства обозначил стратегические ориентиры своего правления не столько на конкретно-программном, сколько на декларативном и идеологическом уровнях
09.11.2008
Россия претендует на роль модератора международных отношений в условиях нового миропорядка: внешняя политика с 4 по 9 ноября 2008 года
Внешнеполитическая составляющая Послания президента РФ представляет собой систематизацию ранее озвученных Дмитрием Медведевым идей и проектов в сфере международных отношений. Во многом институциональные изменения, инициированные президентом (речь идет, в частности, об укреплении президентской власти через продление срока полномочий, об усилении контроля за бюрократическим аппаратом, а также о повышении управляемости страны посредством реализации пакета антикоррупционных мер), обусловлены не слишком благоприятным внешнеэкономическим фоном. У определенной части российской элиты существуют объективные опасения остаться за пределами процесса глобального финансового обновления вследствие понижения статуса России как антикризисного менеджера. В данный контекст вписываются предложенные президентом РФ инициативы о повышении роли России в процессе трансформации международной финансовой архитектуры и перехода на мультицентричную модель мировой экономики (например, через создание в России глобального финансового центра).
Внешнеполитическая составляющая Послания президента РФ представляет собой систематизацию ранее озвученных Дмитрием Медведевым идей и проектов в сфере международных отношений. Во многом институциональные изменения, инициированные президентом (речь идет, в частности, об укреплении президентской власти через продление срока полномочий, об усилении контроля за бюрократическим аппаратом, а также о повышении управляемости страны посредством реализации пакета антикоррупционных мер), обусловлены не слишком благоприятным внешнеэкономическим фоном. У определенной части российской элиты существуют объективные опасения остаться за пределами процесса глобального финансового обновления вследствие понижения статуса России как антикризисного менеджера. В данный контекст вписываются предложенные президентом РФ инициативы о повышении роли России в процессе трансформации международной финансовой архитектуры и перехода на мультицентричную модель мировой экономики (например, через создание в России глобального финансового центра).
09.11.2008
Инициативы Дмитрия Медведева: губернаторы теряют "вес": региональная политика с 4 по 9 ноября 2008 года
5 ноября Дмитрий Медведев выступил со своим первым Посланием Федеральному Собранию. В частности, Президент РФ инициировал целый ряд законодательных изменений, затрагивающих избирательный процесс. Прежде всего, речь идет об усилении роли политических партий в плане формирования и контроля за деятельностью исполнительной власти. Ключевые преобразования коснутся Государственной Думы. Срок полномочий депутатов «нижней» палаты предложено продлить до 5 лет, при этом полномочия представительной власти будут расширены за счет дополнения их контрольными функциями в отношении власти исполнительной. «Установить конституционную норму, обязывающую правительство России ежегодно отчитываться в Госдуме по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом», – описал Медведев суть поправки. Эти нововведения направлены на поддержание стабильности политической системы и баланса системы «разделения властей», однако конкретная форма реализации на практике принципа подобной подотчетности остается неясной. Важно также отметить, что увеличение думского мандата до 5 лет, а президентского – до 6 решает «стабилизационную» задачу по «разведению» во времени президентской и парламентской избирательных кампаний.
5 ноября Дмитрий Медведев выступил со своим первым Посланием Федеральному Собранию. В частности, Президент РФ инициировал целый ряд законодательных изменений, затрагивающих избирательный процесс. Прежде всего, речь идет об усилении роли политических партий в плане формирования и контроля за деятельностью исполнительной власти. Ключевые преобразования коснутся Государственной Думы. Срок полномочий депутатов «нижней» палаты предложено продлить до 5 лет, при этом полномочия представительной власти будут расширены за счет дополнения их контрольными функциями в отношении власти исполнительной. «Установить конституционную норму, обязывающую правительство России ежегодно отчитываться в Госдуме по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом», – описал Медведев суть поправки. Эти нововведения направлены на поддержание стабильности политической системы и баланса системы «разделения властей», однако конкретная форма реализации на практике принципа подобной подотчетности остается неясной. Важно также отметить, что увеличение думского мандата до 5 лет, а президентского – до 6 решает «стабилизационную» задачу по «разведению» во времени президентской и парламентской избирательных кампаний.
09.11.2008
Российское руководство обозначило приоритеты экономического развития: экономическая политика с 4 по 9 ноября 2008 года
На минувшей неделе Дмитрий Медведев обратился с Посланием Федеральному Собранию. Первоначально предполагалось, что основной темой экономической части Послания должна была стать стратегия долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года (Стратегия-2020). Во многом под Послание форсировалась разработка и утверждение этого документа. При этом ключевым положением Стратегии-2020 являлось снижение НДС в среднесрочной перспективе. Однако усилиями Алексея Кудрина проект снижения НДС был «торпедирован». На фоне финансового кризиса Правительство РФ отказалось существенно сокращать бюджетные доходы и предложило снизить не НДС, а НДПИ. Вице-премьер предложил сократить НДПИ на нефть, а анонсированный пятикратный рост НДПИ на газ отложить. Запланированное постепенное повышение начнется не в 2009, а в 2010 году. В результате Алексею Кудрину удалось внести раскол в лагерь сторонников снижения НДС и получить сильных союзников. Так, предложения министра финансов поддержали НК, «Газпром» и значительная часть РСПП. Именно поддержка сырьевых компаний оказалась решающей при разработке Стратегии-2020.
На минувшей неделе Дмитрий Медведев обратился с Посланием Федеральному Собранию. Первоначально предполагалось, что основной темой экономической части Послания должна была стать стратегия долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года (Стратегия-2020). Во многом под Послание форсировалась разработка и утверждение этого документа. При этом ключевым положением Стратегии-2020 являлось снижение НДС в среднесрочной перспективе. Однако усилиями Алексея Кудрина проект снижения НДС был «торпедирован». На фоне финансового кризиса Правительство РФ отказалось существенно сокращать бюджетные доходы и предложило снизить не НДС, а НДПИ. Вице-премьер предложил сократить НДПИ на нефть, а анонсированный пятикратный рост НДПИ на газ отложить. Запланированное постепенное повышение начнется не в 2009, а в 2010 году. В результате Алексею Кудрину удалось внести раскол в лагерь сторонников снижения НДС и получить сильных союзников. Так, предложения министра финансов поддержали НК, «Газпром» и значительная часть РСПП. Именно поддержка сырьевых компаний оказалась решающей при разработке Стратегии-2020.
09.11.2008
Россия и Европейский союз на международной арене: в борьбе за рост политического влияния: Интрига недели с 10 по 16 ноября
Ведущие события предстоящей недели концентрируются в международной сфере и связаны с активизацией внешнеполитических инициатив России и Европейского союза. Обе стороны поведут борьбу за рост политического влияния и авторитета на мировой арене. На начало недели приходится официальная встреча министров обороны стран ЕС. Брюсселю важно продемонстрировать на фоне коренного изменения международной конъюнктуры после окончания «пятидневной войны» и избрания нового президента США свою состоятельность в решении военно-политических вопросов и построении линии эффективного взаимодействия с такими ведущими мировыми державами как Америка, Россия и Китай. В связи с этим ставка будет сделана на реализацию политики «демонстрации возможностей», которая должна подчеркнуть силовой потенциал Евросоюза.В конце недели пройдет Саммит Россия – ЕС. В ходе переговоров будет обсуждаться вопрос о возобновлении полноценного диалога между РФ и Европейским союзом, прерванного «пятидневной войной». Здесь Брюсселю выгодно добиться нормализации отношений с Москвой с целью создания необходимого запаса прочности в диалоге с США. В связи с этим наиболее вероятно, что в ходе работы саммита будет принято решение о возобновлении переговоров по новому базовому соглашению между сторонами, что станет сигналом к восстановлению практического сегмента сотрудничества Брюсселя и Москвы.
Ведущие события предстоящей недели концентрируются в международной сфере и связаны с активизацией внешнеполитических инициатив России и Европейского союза. Обе стороны поведут борьбу за рост политического влияния и авторитета на мировой арене. На начало недели приходится официальная встреча министров обороны стран ЕС. Брюсселю важно продемонстрировать на фоне коренного изменения международной конъюнктуры после окончания «пятидневной войны» и избрания нового президента США свою состоятельность в решении военно-политических вопросов и построении линии эффективного взаимодействия с такими ведущими мировыми державами как Америка, Россия и Китай. В связи с этим ставка будет сделана на реализацию политики «демонстрации возможностей», которая должна подчеркнуть силовой потенциал Евросоюза.В конце недели пройдет Саммит Россия – ЕС. В ходе переговоров будет обсуждаться вопрос о возобновлении полноценного диалога между РФ и Европейским союзом, прерванного «пятидневной войной». Здесь Брюсселю выгодно добиться нормализации отношений с Москвой с целью создания необходимого запаса прочности в диалоге с США. В связи с этим наиболее вероятно, что в ходе работы саммита будет принято решение о возобновлении переговоров по новому базовому соглашению между сторонами, что станет сигналом к восстановлению практического сегмента сотрудничества Брюсселя и Москвы.
02.11.2008
Новые внутриполитические и международные горизонты России: Интрига недели с 3 по 9 ноября 2008 года
События предстоящей недели обещают стать эпохальными, определяющими новые горизонты политического развития России. На начало недели приходится старт очередного раунда консультаций по присоединению РФ к Всемирной торговой организации (ВТО), который пройдет в Женеве. После окончания «пятидневной войны» и постепенной нормализации отношений с Западом у Москвы существует три сценария построения отношений с ВТО. Первый основан на постепенном замораживании переговорного процесса в силу неоднократных заявлений представителей администрации США в августе и сентябре о том, что перспективы присоединения РФ к ВТО «не являются близкими». Второй исходит из продолжения переговорного процесса с перспективой возможного вступления России в ряды организации в долгосрочной перспективе. Наконец, третий сценарий основан на поддержании переговоров при фактическом откладывании перспективы вступления РФ в ВТО на неопределенный период. В середине недели президент России Дмитрий Медведев выступит с ежегодным посланием Федеральному Собранию. Ключевыми положениями документа станет определение сценария по минимизации воздействия на экономику России мирового экономического кризиса и повышению прочности финансовой системы страны. Внешнеполитический сегмент послания будет связан с реализацией идеи структурирования новой системы глобального международного порядка, одним из элементов которого должна стать «Большая двадцатка».
События предстоящей недели обещают стать эпохальными, определяющими новые горизонты политического развития России. На начало недели приходится старт очередного раунда консультаций по присоединению РФ к Всемирной торговой организации (ВТО), который пройдет в Женеве. После окончания «пятидневной войны» и постепенной нормализации отношений с Западом у Москвы существует три сценария построения отношений с ВТО. Первый основан на постепенном замораживании переговорного процесса в силу неоднократных заявлений представителей администрации США в августе и сентябре о том, что перспективы присоединения РФ к ВТО «не являются близкими». Второй исходит из продолжения переговорного процесса с перспективой возможного вступления России в ряды организации в долгосрочной перспективе. Наконец, третий сценарий основан на поддержании переговоров при фактическом откладывании перспективы вступления РФ в ВТО на неопределенный период. В середине недели президент России Дмитрий Медведев выступит с ежегодным посланием Федеральному Собранию. Ключевыми положениями документа станет определение сценария по минимизации воздействия на экономику России мирового экономического кризиса и повышению прочности финансовой системы страны. Внешнеполитический сегмент послания будет связан с реализацией идеи структурирования новой системы глобального международного порядка, одним из элементов которого должна стать «Большая двадцатка».
02.11.2008
Элиты в ожидании Послания: внутренняя политика с 27 октября по 2 ноября 2008 г.
Обнародование даты послания российского президента повлекло за собой массу предположений относительно его содержания. Скорее всего, правы те, кто придерживается «внешнеполитической» природы этого документа – речь Дмитрия Медведева наверняка во многом будет посвящена кризису мировой политической и экономической системы и способам его преодоления. Однако выступление просто не может не содержать внутриполитической составляющей, и, как представляется, в данном блоке будет отражены сценарии развития России в сложившейся непростой ситуации. В части, посвященной внутрироссийским вопросам, политическая составляющая будет минимизирована или вообще присутствовать в завуалированной форме, опосредованно, через экономические вопросы. Тем не менее, данное послание будет программным для всех последующих лет правления Дмитрия Медведева. Соответственно, политическая часть программы, даже, как предполагается, в своей редуцированной форме, будет представлять основную стратегию президента, по крайней мере, на первый срок его правления.
Обнародование даты послания российского президента повлекло за собой массу предположений относительно его содержания. Скорее всего, правы те, кто придерживается «внешнеполитической» природы этого документа – речь Дмитрия Медведева наверняка во многом будет посвящена кризису мировой политической и экономической системы и способам его преодоления. Однако выступление просто не может не содержать внутриполитической составляющей, и, как представляется, в данном блоке будет отражены сценарии развития России в сложившейся непростой ситуации. В части, посвященной внутрироссийским вопросам, политическая составляющая будет минимизирована или вообще присутствовать в завуалированной форме, опосредованно, через экономические вопросы. Тем не менее, данное послание будет программным для всех последующих лет правления Дмитрия Медведева. Соответственно, политическая часть программы, даже, как предполагается, в своей редуцированной форме, будет представлять основную стратегию президента, по крайней мере, на первый срок его правления.
02.11.2008
Россия: обострение борьбы "западного" и "восточного" проектов в условиях финансового кризиса и выборов в США: внешняя политика с 27 октября по 2 ноября 2008 г.
«Пятидневная» война в Южной Осетии и мировой финансовый кризис изменили отношение геополитических игроков к процессу принятия международных решений. В российской дипломатической практике в связи с этим можно выделить две тенденции. Первая - новое позиционирование РФ на международной арене, которое проявляется в жесткой риторике российского руководства и демонстрации твердости в процессе принятия решений. Сюда можно отнести попытки Москвы публично зафиксировать размежевание тандема США и ЕС через реализацию системы общеевропейской безопасности. Вторая тенденция – обострение борьбы «западного» и «восточного» векторов российской внешней политики. В условиях противостояния с Западом, набравшего обороты по итогам российской операции по принуждению Грузии к миру, у ориентированной на Восток части российской элиты появился шанс активизироваться. Причем на роль «партнеров» выбраны не только азиатские игроки, но и другие «незападные» государства (левые режимы Латинской Америки, нефтедобывающие страны Ближнего Востока).
«Пятидневная» война в Южной Осетии и мировой финансовый кризис изменили отношение геополитических игроков к процессу принятия международных решений. В российской дипломатической практике в связи с этим можно выделить две тенденции. Первая - новое позиционирование РФ на международной арене, которое проявляется в жесткой риторике российского руководства и демонстрации твердости в процессе принятия решений. Сюда можно отнести попытки Москвы публично зафиксировать размежевание тандема США и ЕС через реализацию системы общеевропейской безопасности. Вторая тенденция – обострение борьбы «западного» и «восточного» векторов российской внешней политики. В условиях противостояния с Западом, набравшего обороты по итогам российской операции по принуждению Грузии к миру, у ориентированной на Восток части российской элиты появился шанс активизироваться. Причем на роль «партнеров» выбраны не только азиатские игроки, но и другие «незападные» государства (левые режимы Латинской Америки, нефтедобывающие страны Ближнего Востока).
02.11.2008
"Кадры решают все": региональная политика с 27 октября по 2 ноября 2008 г.
На минувшей неделе комиссия при президенте по формированию и подготовке резерва управленческих кадров одобрила программу поиска кадров, которую далее будет рассматривать глава государства. Напомним, еще в июле Дмитрий Медведев открыто признал: страна испытывает нехватку квалифицированных управленцев, что негативно сказывается, в том числе, на процессе выдвижения кандидатур на губернаторские посты. Комиссия была сформирована указом президента РФ от 25 августа, ее председателем стал глава АП Сергей Нарышкин, а заместителем председателя — руководитель аппарата главы правительства Сергей Собянин. В основе программы лежат несколько принципов, главный из которых, по словам представившего итоги работы комиссии в СМИ вице-премьера, - «минимальное участие бюрократии, всякого рода чиновных комиссий». В отличие от действовавшей в советское время номенклатурной системы «медведевский» отбор кадров, по мысли членов комиссии, будет основываться на открытости и публичности (конкретное содержание этих категорий применительно к процессу принятия кадровых решений не раскрывается). Эффективность отбора должен обеспечить принцип «лучшие» (действующие управленцы) выбирают «лучших» («второй эшелон» элиты страны).
На минувшей неделе комиссия при президенте по формированию и подготовке резерва управленческих кадров одобрила программу поиска кадров, которую далее будет рассматривать глава государства. Напомним, еще в июле Дмитрий Медведев открыто признал: страна испытывает нехватку квалифицированных управленцев, что негативно сказывается, в том числе, на процессе выдвижения кандидатур на губернаторские посты. Комиссия была сформирована указом президента РФ от 25 августа, ее председателем стал глава АП Сергей Нарышкин, а заместителем председателя — руководитель аппарата главы правительства Сергей Собянин. В основе программы лежат несколько принципов, главный из которых, по словам представившего итоги работы комиссии в СМИ вице-премьера, - «минимальное участие бюрократии, всякого рода чиновных комиссий». В отличие от действовавшей в советское время номенклатурной системы «медведевский» отбор кадров, по мысли членов комиссии, будет основываться на открытости и публичности (конкретное содержание этих категорий применительно к процессу принятия кадровых решений не раскрывается). Эффективность отбора должен обеспечить принцип «лучшие» (действующие управленцы) выбирают «лучших» («второй эшелон» элиты страны).
02.11.2008
Россия укрепляет бизнес-сотрудничество на китайском направлении: экономическая политика с 27 октября по 2 ноября 2008 г.
Правительство РФ продолжило бороться с последствиями финансового кризиса в отечественной экономке. Неделю назад, 24 октября российские торговые площадки были в очередной раз остановлены ввиду беспрецедентного падения. При этом котировки российских ADR за время приостановления торгов на внешних рынках существенно упали. Тогда же впервые в информационном пространстве появились предложения по введению так называемых «биржевых каникул». Ряд отраслевых игроков и представителей федеральных госструктур предложили закрыть российские торговые площадки на несколько недель. Впервые с соответствующей инициативой выступил глава ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. По его словам, оптимальный срок биржевых каникул мог бы составить 2-3 недели. Предложение Тосуняна поддержало несколько крупных финансовых организаций. Инициатива банкира была обусловлена желанием «заморозить» стоимость ценных бумаг российских эмитентов, которые были заложены нерезидентам.
Правительство РФ продолжило бороться с последствиями финансового кризиса в отечественной экономке. Неделю назад, 24 октября российские торговые площадки были в очередной раз остановлены ввиду беспрецедентного падения. При этом котировки российских ADR за время приостановления торгов на внешних рынках существенно упали. Тогда же впервые в информационном пространстве появились предложения по введению так называемых «биржевых каникул». Ряд отраслевых игроков и представителей федеральных госструктур предложили закрыть российские торговые площадки на несколько недель. Впервые с соответствующей инициативой выступил глава ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. По его словам, оптимальный срок биржевых каникул мог бы составить 2-3 недели. Предложение Тосуняна поддержало несколько крупных финансовых организаций. Инициатива банкира была обусловлена желанием «заморозить» стоимость ценных бумаг российских эмитентов, которые были заложены нерезидентам.