О компании Продукты Услуги Календарь событий Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
О компании
ФНЭБ
11.10.2008
12.10.2008
12.10.2008
15.10.2008
 
Главная \ Аналитические комментарии \ Российские компании закрепляются на внешних рынках: экономическая политика с 1 по 7 сентября 2008 года
Российские компании закрепляются на внешних рынках: экономическая политика с 1 по 7 сентября 2008 года

На минувшей неделе активно обсуждались ответные шаги РФ как реакция на враждебные действия со стороны западных стран, связанные с ситуацией вокруг признания Южной Осетии и Абхазии. Всего арсенал РФ насчитывает три эффективных рычага воздействия на внешнеэкономических контрагентов. Причем, все эти меры уже стали предметом обсуждения на самом высоком уровне.

Основным рычагом давления на Запад со стороны РФ остаются энергетические проекты. Речь идет о поставке энергоносителей на внешние рынки. Конечно, перекрывать трубопроводы РФ невыгодно, однако даже угроза их временной остановки сама по себе достаточно эффективное средство воздействия на европейских партнеров.

Классическим примером использования данного инструментария являются недавние ремонтные работы на нефтепроводе «Дружба», призванные «сбалансировать» излишне антироссийскую позицию ряда восточноевропейских стран.

На прошлой неделе страхи относительно активизации «внеплановых технических работ» на стратегических маршрутах не оставляли европейских партнеров. Причем, наибольшее беспокойство вызывали действия «Газпрома».

Формальных поводов волноваться у европейцев было достаточно. Так, в начале недели «Газпром» сообщил, что с 16:00 мск 2 сентября по 22:00 мск 3 сентября 2008 года прекратит транзит «голубого топлива» по газопроводу «Ямал-Европа». А с 22:00 мск 3 сентября по 22:00 мск 4 сентября поставки газа будут осуществляться в объеме 50 млн кубометров в сутки при проектной мощности газопровода 100 млн кубометров.

Несмотря на то, что ограничения по поставкам были связаны с проведением плановых ремонтных работ на газопроводе на территории Польши и Германии по запросу компаний EuroPol Gas и Wingas, ряд иностранных изданий в очередной раз усмотрели в данном решении «руку Кремля». Как бы то ни было, но даже сама угроза сокращения поставок углеводородов может оказаться очень эффективным средством для того, чтобы европейцы стали менее пристрастны при обсуждении острых тем (вроде, грузинской агрессии против Южной Осетии).

Кстати, еще одним «энергетическим» предупреждением Западу со стороны РФ стало требование Владимира Путина активизировать строительство трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», что было призвано продемонстрировать желание российского руководства диверсифицировать поставки топлива.

Вторым эффективным рычагом воздействия на внешнеторговых партнеров является ужесточение фитосанитарного контроля и таможенной политики со стороны РФ. Как правило, запрет вводится на стратегические виды товаров, составляющие значительную часть внешнего экспорта.

Классическим примером использования данного средства экономического воздействия является ситуация с поставками молдавского и грузинского вин. Однако наиболее резонансным решением на этом направлении стали ограничения по ввозу польского мяса. Напомним, с 10 ноября 2007 года Россия ввела запрет на поставки мяса и некоторых видов мясопродуктов из Польши.

Правительство России объявило о крупнейшей в истории РФ консолидации авиакомпаний. В новую бизнес-структуру войдут активы госкорпорации «Ростехнологии», Правительство Москвы и администрация Красноярского края. Объединенный AiRUnion станет крупнейшим российским авиаоператором.

Основой новой бизнес-структуры станут маршрутные сети и воздушный парк авиакомпаний «Атлант-Союз», альянса AiRUnion, ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургских авиалиний», «Саратовских авиалиний» и «Владивосток-авиа».

Госпакеты всех компаний, кроме «Атлант-Союза», должны быть переданы государством в уставный капитал «Ростехнологий». «Атлант-Союз» будет «внесен» правительством Москвы. Взнос администрации Красноярского края в объединенную компанию не раскрывается, однако с большой долей вероятности таковым станет транспортная инфраструктура (аэропорт «Емельяново» в Красноярске).

Таким образом, базой новой авиакомпании окажется AiRUnion.

Последние несколько недель стали самыми сложными для авиаальянса за всю историю его существования. Его проблемы стали результатом консолидации активов, которая проводилась на протяжении последнихе пяти лет.

Создание альянса в 2004 году инициировали акционеры «КрасЭйр» Борис и Александр Абрамовичи. Идею консолидации поддержал экс-глава Минэкономразвития Герман Греф. На базе AiRUnion министр рассчитывал создать частного конкурента «Аэрофлоту», и его усилиями 2 мая 2007 года указ о создании альянса был подписан Владимиром Путиным.

Однако осенью 2007 года Греф покинул правительство, а братья Абрамовичи потеряли политическое прикрытие. Уже тогда интерес к AiRUnion обозначил Сергей Чемезов. Так, глава «Ростехнологий» попросил Президента РФ внести госдолю в консолидированном авиаоператоре в уставной капитал госкорпорации. Причем, топ-менеджер рассчитывал получить контрольный пакет. В результате оператор становился не частным, а государственным.

После продолжительного противостояния с федеральными ведомствами Чемезову все же удалось получить необходимые активы. Так, указ президента России от 26 мая запустил процесс передачи «Ростехнологиям» акций трех компаний, входящих в AiRUnion: 50,04% «Домодедовских авиалиний», 51% «Красэйр» и 46,5% «Самары». А указ от 10 июля добавил к списку активов госкорпорации по 100% акций ФГУПов ГТК «Россия», «Кавминводыавиа» и «Оренбургских авиалиний» (после акционирования), а также 51% акций «Саратовских авиалиний».

Следует отметить, что в преддверии создания AiRUnion Абрамовичи активно скупали авиаоператоров. Причем, большинство из приобретаемых активов было обременено многомиллионными долгами.

Так, в 2004 году они приобрели у «Сигма-консалтинг» пакет акций «Домодедовских авиалиний», а в мае 2005 года структуры, аффилированные с руководством «КрасЭйр», купили у омского предпринимателя Левана Турманидзе контрольный пакет ОАО «Авиакомпания «Омскавиа». Наконец, финальным шагом стало приобретение пакета акций находившейся в тяжелом состоянии авиакомпании «Самара».

В результате компании альянса накопили значительную задолженность. Без поддержки Минэкономразвития погасить ее у Абрамовичей не было никакой возможности, и союз с «Ростехнологиями» оказался единственным выходом, поскольку госкорпорация Сергея Чемезова обладает значительным административным влиянием.

На прошлой неделе Россия и Узбекистан договорились по формуле цены на узбекский газ, приобретаемый РФ. Решение двух стран существенно укрепит позиции «Газпрома» в противостоянии с «Нафтогазом Украины».

Открытая стадия конфликта двух компаний началась в феврале 2008 года, когда Владимир Путин и Виктор Ющенко договорились о замене посредников. Тогда после личной встречи президентов России и Украины были достигнуты определенные соглашения. Вместо «РосУкрЭнерго» и «Укргазэнерго» планировалось создание двух компаний: одна должна была заняться поставками «голубого топлива» на Украину (СП-1), другая – его реализацией на внутреннем рынке страны (СП-2).

Обе бизнес-структуры предполагалось разделить между монополией и «Нафтогазом» в процентном соотношении 50/50. Кроме того, в соответствии с соглашением, просроченную задолженность в размере около ,5 млрд. украинская сторона должна была погашать, исходя из цены 0 за тысячу кубометров. В 2008 году газ (среднеазиатский) планировалось поставлять по 9,5. В случае, если этих поставок будет недостаточно и возникнет дефицит, «Газпром» мог компенсировать его собственным «голубым топливом», но уже по европейским ценам - 4,7.

На прошедшей неделе греческий парламент ратифицировал соглашение по сотрудничеству с РФ в деле строительства российского газопровода «Южной поток».

Подписанный в апреле 2008 года документ был утвержден подавляющим большинством голосов. Договор одобрили 264 депутата из 300. Соглашение поддержали члены правящей фракции «Новая Демократия», оппозиционного Всегреческого социалистического движения и организации Народный православный призыв. Воздержались только коммунисты и парламентарии от Коалиции левых и прогрессивных сил.

Решение, принятое греческой стороной, существенно укрепит переговорные позиции «Газпрома» по «Южному потоку». В последнее время газовая монополия испытывает некоторые сложности в вопросе ратификации межправительственных соглашений, подписанных с участниками проекта. Теперь, после решения греческого парламента, компания Миллера получила согласие на строительство у всех стран транзитеров юго-западной ветки газопровода.

Басманный суд Москвы выдал санкции на арест вице-президента компании «Евросеть» по безопасности Бориса Левина и замначальника службы безопасности компании Андрея Ермилова.

Следственный комитет при прокуратуре России (СКП) предъявил им обвинения в совершении преступлений, предусмотренных ст. 126 (похищение человека), ст. 163 (вымогательство) и ст. 330 (самоуправство) УК РФ. По версии следствия, все эти преступления были совершены в 2003 году в отношении бывшего экспедитора «Евросети» Андрея Власкина.

В тот же день, 4 сентября владелец компании «Евросеть» Евгений Чичваркин провел пресс-конференцию, на которой выразил своё мнение о последних событиях, происходящих вокруг компании.

По его словам, дела действительно заведены по итогам событий, начавшихся в 2003 году.

На сайте публикуется фрагмент из еженедельного аналитического обзора Центра политической конъюнктуры России "Экономика России: тенденции, игроки, активы"

В полной версии обзора:

РОССИЯ ГОТОВИТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ..

БОРЬБА ЗА «РОССИЙСКОЕ НЕБО» НАЧАЛАСЬ..

РОССИЯ ДОГОВОРИЛАСЬ О ЦЕНАХ НА СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ГАЗ.

«ГАЗПРОМ» ЗАКРЕПИТСЯ В ЮЖНОЙ ЕВРОПЕ.

«ЕВРОСЕТЬ» ТЕРЯЕТ ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ..

Экономические индикаторы...

По вопросам подписки на обзор обращайтесь в Управление внешних связей ЦПКР по телефону 7-499-7887764

Новости часа
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги