О компании Продукты Услуги Календарь событий Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
О компании
ФНЭБ
24.03.2009
26.03.2009
26.03.2009
27.03.2009
Главная \ Аналитические комментарии \ Правительство пересматривает трехлетний бюджет: экономическая политика с 9 марта по 15 марта 2009 года
Правительство пересматривает трехлетний бюджет: экономическая политика с 9 марта по 15 марта 2009 года

На минувшей неделе Правительство России одобрило поправки в бюджетный кодекс. Они предполагают временный отказ от планирования федерального бюджета на трехлетний период. Кроме того, Кабмин предложил приостановить действие ограничения дефицита бюджета 1% ВВП на период 2009-2012 годы.

Одобренные поправки также касаются использования средств Резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита.

В соответствии с ними, эти средства могут быть использованы для покрытия выпадающих доходов федерального бюджета, связанных не только с сокращением нефтегазовых доходов, но и прочих поступлений.

Поправки в бюджетный кодекс инициировал Алексей Кудрин. Таким образом, глава Минфина отказался на год от своего основного аппаратного ресурса – трехлетнего бюджета, который вице-премьер лоббировал последние несколько лет. Именно под прикрытием трехлетнего бюджета Кудрину удалось провести в жизнь свои основные инициативы. В том числе реформировать Стабилизационный фонд и защитить бюджетную стратегию.

Напомним, ключевым положением трехлетнего бюджета являлось введение так называемого «ненефтегазового бюджета», активно продвигать который Алексей Кудрин начал осенью 2006 года. Суть его заключалось в консолидации основных нефтегазовых доходов государства в отдельных фондах. Именно тогда впервые было предложено модифицировать существовавший Стабилизационный фонд, разделив его на две части – Резервный Фонд и Фонд национального благосостояния.

Основная проблема, с которой постоянно сталкивался Алексей Кудрин до реформирования Стабфонда, являлось определение цены отсечения. Напомним, она использовалась для расчетов поступлений в Стабфонд. Цена отсечения формировалась, исходя из прогнозной цены барреля нефти. Именно здесь глава финансового ведомства и встречал ожесточенное сопротивление конкурирующих групп влияния.

Так, в 2006-2007 гг. министр предпринял несколько попыток повысить цену отсечения, тем самым увеличив финансовый потенциал своего основного ресурса - Стабфонда. Однако каждый раз инициативы Кудрина наталкивались на противодействие со стороны Германа Грефа. Экс-руководитель Минэкономразвития в качестве прогнозируемой цены на баррель выдавал достаточно консервативные оценки.

Для того, чтобы «нивелировать» влияние конкурирующих ведомств на наполняемость Стабфонда, Кудрин решил отказаться от цены отсечения и перейти к системе пропорционального финансирования. В результате было предложено наполнять Резервный Фонд и Фонд национального благосостояния не только за счет цены отсечения, но и в процентах от ВВП. В результате нормативный объем Резервного фонда был закреплен на уровне 10% ВВП.

Таким образом, Кудрин и подстраховался от враждебных действий со стороны других ведомств, а также сохранил контроль над нефтегазовыми доходами. Последнее особенно актуально в контексте благоприятной конъюнктуры на рынке энергоносителей до середины прошлого года.

Однако этого министру финансов показалось мало, и в 2008 году Кудрин анонсировал свой очередной масштабный проект, связанный с трехлетним бюджетом.

Долгое время Минфин пытался получить контроль над основными доходами РФ, однако до прошлого года ведомства, их аккумулирующие, находились вне зоны влияния Кудрина. Так, ФНС традиционно контролировала группа, близкая к «силовикам». Свои интересы в ведомстве сохранял и Анатолий Сердюков. ФТС напрямую подчинялась премьер-министру, а Росимущество, вообще, входило во враждебное Кудрину Минэкономразвития.

Понимая, что контроль над всеми центрами аккумуляции бюджетных доходов Минфин не получит, вице-премьер решил курировать расходы федеральных ведомств.

Впервые о проекте контроля расходов Правительства стало известно летом 2006 года. Тогда Алексей Кудрин предложил 16 федеральным ведомствам перейти на бюджетирование, ориентированное на результат (БОР).

На прошлой неделе председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и президент Венгерского банка развития (MFB) Янош Ерош подписали базовое соглашение о сотрудничестве.

Документ предполагает строительство газопровода и транзит природного газа через территорию Венгрии в рамках проекта «Южный поток». Кроме того, ОАО «Газпром» и венгерский концерн MOL подписали соглашение о строительстве крупного подземного хранилища газа (ПХГ).

Интересно, что премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань, поддерживая российские инициативы, одновременно продолжает активно лоббировать и враждебный газовой монополии проект Nabucco.

Причем, несмотря на сложности в реализации «альтернативного» России проекта, премьер-министр продолжает настаивать на его строительстве.

Борьба двух газопроводных проектов продолжается уже несколько лет. Причем, пока перспективы «Южного потока» выглядят лучше.

Проект южного трубопровода «Газпромом» был активизирован сравнительно недавно. Основной переговорный процесс пришелся на вторую половину 2007 – первый квартал 2008 года. Тогда представители российской монополии были «десантированы» на Балканы, где им удалось добиться определенных результатов.

Так, уже в январе 2008 года в Швейцарии была зарегистрирована компания специального назначения South Stream AG, учредителями которой на паритетной основе выступили «Газпром» и Eni. Параллельно были заключены межправительственные соглашения с Болгарией, Сербией, Венгрией и Грецией о строительстве газопровода.

Однако в дальнейшем этот масштабный проект РФ встретил ожесточенное сопротивление со стороны США и Еврокомиссии. Именно под давлением Вашингтона проамериканские партии Сербии долго тянули с ратификацией правительственного соглашения.

Параллельно Госдеп стремится «вдохнуть жизнь» в Nabucco. Сразу после «пятидневной войны» основные участники проекта, включая Грузию, Азербайджан и Турцию, объявили об интенсификации данного проекта.

Однако за последние годы компании Миллера удалось значительно ослабить позиции конкурентов. Прежде всего, газовой монополии удалось перетянуть ряд инициаторов Nabucco в лице венгерской MOL, болгарской Bulgargaz и австрийской OMV на свою сторону. Кроме того, у Nabucco возникли сложности с источниками сырья. Ранее предполагалось, что заполнение газопровода должны обеспечить поставки из Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении.

Президент Дмитрий Медведев подписал указ о назначении Елены Скрынник министром сельского хозяйства.

Ранее министр возглавляла ОАО «Росагролизинг». Эта бизнес-структура являлась ключевым и наиболее эффективным активом Минсельхоза после «Россельхозбанка». Так, именно «Росагролизинг» стал исполнителем нацпроекта «Развитие АПК» и ФЦП по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы. Более того, перед своим уходом экс-глава ведомства Алексей Гордеев активно лоббировал увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг».

В прошлом Скрынник также являлась членом РСПП и возглавляла ассоциацию «Рослизинг», что обеспечит министра необходимой поддержкой в бизнес-сообществе. Готовиться к политической карьере глава лизинговой структуры начала с ноября 2008 года, когда при поддержке Алексея Гордеева вошла в состав высшего совета «Единой России».

После ухода Гордеева Елене Скрынник достались три антикризисные инициативы.

На минувшей неделе Игорь Левитин предложил гендиректору «Аэрофлота» Валерию Окулову стать замминистра транспорта. Таким образом глава Минтранса в очередной раз пытается «выдавить» Окулова из «Аэрофлота». Ослабление позиций главы авиаоператора началось после отставки руководителя Росавиации Евгения Бачурина. Чиновник являлся выходцем из структур компании Валерия Окулова. Причем, несколько лет Бачурин занимал должность коммерческого директора «Аэрофлота».

Возглавив Росавиацию, он стал лоббировать многочисленные проекты авиаоператора. Это вызвало плохо скрываемое недовольство других авиакомпаний. Однако до последнего времени отраслевые игроки не обладали необходимым административным ресурсом, чтобы изменить ситуацию. Конъюнктура поменялась в этом году, когда стало известно о передаче активов AiRUnion «Ростехнологиям».

На прошлой неделе Игорь Шувалов заявил, что Правительство РФ не будет ограничивать цены на продовольствие в среднесрочной перспективе. Обеспечение продовольственной безопасности в контексте экономического кризиса стало стратегической задачей для крупнейших национальных экономик мира. Прежде всего, это касается развивающихся стран. И РФ в данном вопросе не стала исключением.

Проблема обеспечения продуктами питания жестко встала на повестку дня во второй половине 2007 года, когда именно цены на зерно стали основным катализатором беспрецедентной продовольственной инфляции.

Однако разбираться с фундаментальными проблемами аграрного рынка РФ Правительству оказалось сложно. Основной задачей кабинета Зубкова стало снижение инфляции любой ценой: на пороге стояли парламентские и президентские выборы. Высокая инфляция увеличила бы протестные настроения значительной части граждан.

В узких рамках политической конъюнктуры Правительство РФ приняло решение ввести ценовой мораторий на продовольственные товары. Основным оппонентом Виктора Зубкова и Алексея Гордеева по вопросу введения моратория в Правительстве являлись Герман Греф и Алексей Кудрин. Причем интересы чиновников столкнулись именно в вопросе инфляции на зерновом рынке.

На сайте публикуется фрагмент из еженедельного аналитического обзора Центра политической конъюнктуры России "Экономика России: тенденции, игроки, активы"

В полной версии обзора:

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ 09.03.2009-15.03.2009

ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА НЕДЕЛИ

МИНФИН ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ «ТРЕХЛЕТКИ»

«ГАЗПРОМ» ИЩЕТ ВЫХОД НА РЫНКИ ЕС

СКРЫННИК ПРИСМОТРИТ ЗА МИнСЕЛЬХОЗОМ

ОКУЛОВА ВЫДАВЛИВАЮТ ИЗ «АЭРОФЛОТА»

ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ СТАНЕТ «ЗАМАРАЖИВАТЬ» ЦЕНЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДЕКАТОРЫ

По вопросам подписки на обзор обращайтесь в Управление внешних связей ЦПКР по телефону +7(495) 7480809

КОНТАКТЫ

+7 (495) 748-08-09

[email protected]
Схема проезда

Новости часа
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги