О компании Продукты Услуги Календарь событий Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
О компании
ФНЭБ


Госдума
26.04.2009
27.04.2009
28.04.2009
30.04.2009
26.04.2009 
 
Новости часа:
11:34  «Аэрофлот» в течение месяца будет предоставлять бесплатные билеты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной, бывшим блокадникам и бывшим узникам нацистских лагерей           11:30  Экипаж российского траулера «Коралнес», затонувшего у берегов Норвегии, будет доставлен в город Тромсе           11:00  В результате взрыва в Стамбуле пострадали пятеро детей – трое в возрасте от четырёх до девяти лет и двое подростков           10:35  В Тбилиси сторонники оппозиции, продолжающие многодневную акцию протеста, решили организовать у здания Общественного телевидения Грузии «коридор совести»           10:32  С падения нефтяных цен начали сегодня свою работу ведущие мировые товарные рынки          
 
Главная \ Аналитические комментарии \ Активизация борьбы за Бюджетное послание Президента: экономическая политика с 13 апреля по 19 апреля 2009 года
Активизация борьбы за Бюджетное послание Президента: экономическая политика с 13 апреля по 19 апреля 2009 года

На минувшей неделе обострилась аппаратная борьба федеральных ведомств за экономическую повестку дня. На этот раз министерства и чиновники разошлись в прогнозах развития экономики РФ в среднесрочной перспективе.

Необходимость в пересмотре прогнозов возникла еще осенью прошлого года, когда федеральный бюджет поступил на рассмотрение в Госдуму. Тогда основные параметры документа рассчитывались, исходя из летних прогнозных показателей. В результате документ получился неоправданно оптимистичным. Так, доходы России в 2009 году должны были составить рекордные 10,9 трлн рублей при расходах в 9 трлн рублей. При этом инфляция в РФ должна была остаться в пределах 8,5%.

То, что темпы развития отечественной экономики окажутся менее динамичными, а бюджет-2009 – дефицитным, стало известно уже в ноябре, когда документ проходил Совет Федерации. Однако корректировать финансовый план и прогноз без результатов за 2008 год Минфин посчитал преждевременным.

Статистика за прошлый год и январь 2009-го продемонстрировала глубину падения как на внешних рынках, так и на внутреннем. В результате Минэкономразвития определилось с наиболее вероятным сценарием развития событий, который ничего хорошего российской экономике не сулил. Согласно подготовленному документу Минэкономразвития, в РФ в этом году ожидается отток капитала свыше 0 млрд., отрицательный платежный баланс и инфляция на уровне 13-14.

Все это ударит по российским компаниям и негативно скажется на росте ВВП. В результате экономический рост впервые за последние одиннадцать лет (с 1998 года) может оказаться отрицательным и достигнуть 2,2%.

Сокращение ВВП, снижение спроса и цен на внешних рынках неминуемо привели к корректировке прогнозных показателей бюджета. Однако перспективы динамики отечественной экономики до сих пор представляются весьма туманными.

В ситуации неопределенности ведомства подготовили различные сценарии развития, необходимые для реализации собственных проектов.

Так, в рамках Всероссийского форума промышленников и предпринимателей Алексей Кудрин публично раскритиковал прогноз Минэкономразвития на 2009 год (в соответствии с которым предсказывается, что подъем начнется в четвертом квартале). Традиционно глава Минфина придерживается более консервативной линии, которая исходит из продолжительной рецессии. Кудрин заинтересован в более умеренных цифрах: за период кризиса вице-премьер существенно укрепил свои позиции. Угроза долгосрочной стагнации позволила главе Минфина ввести контроль над госрасходами и «торпедировать» предложения по снижению налогового бремени (НДС и др.).

Минэкономразвития, напротив, заинтересовано в более оптимистических прогнозах. Сценарий ведомства Эльвиры Набиуллиной предполагает преодоление дна понижательной волны осенью этого года. В дальнейшем, по мнению представителей министерства, может начаться активный рост. Оптимистический сценарий позволит поддержать меры по стимулированию экономики. В том числе, упомянутое снижение налогового бремени и увеличение госинвестиций.

Борьба между стратегиями «экономии в рецессии» и «подготовки к росту» расколола Правительство на два лагеря. Первой, помимо Минфина, придерживается ЦБ, ФНС и Росфинмониторинг (ведомства, которые также существенно укрепили свои позиции в период кризиса). Вторую стратегию вслед за Минэкономразвития отстаивают Минпромторговли, ФСФР, вице-премьеры Игорь Шувалов и Александр Жуков. Плюс поддержку им оказали представители Администрации президента.

Противоречия между двумя подходами и прогнозами привели к затягиванию сроков подготовки Бюджетного послания Президента, так как не выбрана основная парадигма экономического развития. Традиционно Бюджетное послание является стратегическим документом Кремля.

Действующая бюджетная политика была заложена в последнем Бюджетном послании Владимира Путин 2007 года.

На прошлой неделе активизировалась борьба за транспортное машиностроение. Всего к апрелю 2009 года в отрасли осталось два крупных федеральных игрока. С одной стороны – «Трансмашхолдинг», с другой – «Ростехнологии». Обе компании на неделе получили значительные преференции со стороны Правительства РФ. Причем, их усиление оказалось симметричным.

Борьба за транспортное машиностроение началось два года назад, когда Сергей Чемезов предложил включить в уставной капитал «Ростехнологий» ряд машиностроительных активов. Так, например, в список главы госкорпорации попали «Уралвагонзавод» и Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ). Перечисленные активы являлись основными поставщиками подвижного состава для РЖД.

Транспортная монополия не скрывала своих планов по включению «Уралвагонзавода» и ТВЗ в машиностроительный холдинг, который предполагалось создать на базе «Трансмашхолдинга» Искандера Махмудова.

В результате продолжительной многомесячной борьбы РЖД и «Трансмашхолдингу» удалось отстоять машиностроительные активы, и стратегические компании в «Ростехнологии» так и не внесли.

Во второй половине 2008 года акционеры «Трансмашхолдинга» и РЖД реализовали еще несколько совместных проектов, крупнейшим из которых стал конкурс по Удокану. Для участия в борьбе за это месторождение был создан консорциум «Русская медь» во главе с «РЖД» Владимира Якунина. Помимо транспортной монополии в консорциум вошли Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) и Банк Развития (Внешэкономбанк).

Роли между партнерами были распределены следующим образом. «РЖД» брало на себя обязательства по созданию транспортной инфраструктуры. Участие Банка Развития обеспечивало долгосрочное финансирование проекта. УГМК должна была отвечать непосредственно за освоение месторождения. Отметим, что основным акционером металлургической компании является Искандер Махмудов, который совместно с Андреем Бокаревым контролирует «Трансмашхолдинг».

Однако, например, в конкурсе по Удокану «Русская медь» проиграла. Дорогу Якунину и Махмудову опять перешли «Ростехнологии» Сергея Чемезова. Именно при поддержке госкорпорации конкурс выиграл «Металлоинвест» Алишера Усманова.

Третий раунд противостояния машиностроительных гигантов пришелся на март-апрель 2009 года. Первым шаг сделал «Трансмашхолдинг». Машиностроительной компании удалось привлечь очередного стратегического партнера. Так, 31 марта французская Alstom Transport и российское ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в области производства, технологий и финансов.

На неделе ЦБ подтвердил свое намерение снизить ставку рефинансирования. Условий для ее уменьшения, по мнению Банка России, два: стабилизация инфляции и курса рубля. Формально оба параметра выполнены.

По данным Росстата, за последнюю неделю рост потребительских цен замедлился.

По сравнению с рекордными темпами инфляции в январе-феврале 2009 года это относительно «стабильные» показатели.

Также была ликвидирована угроза девальвации рубля. Более того сформировался тренд на его осторожное укрепление. Это тенденция обозначилась два месяца назад, когда ЦБ провел разъяснительную работу с финансовыми организациями. В рамках совещаний Банка России резидентам рекомендовалось закрывать длинные позиции в долларах.

Параллельно ЦБ стал закрывать доступ к «дешевым» рублям, которые в массе своей и использовались для скупки долларов. Так, 10 февраля Банк России продолжил методичное снижение лимита на утреннем аукционе прямого однодневного РЕПО (до 175 млрд рублей) и впервые установил лимит предоставления средств на аналогичном недельном аукционе (100 млрд рублей). Массированное повышение Центробанком с 10 февраля ставок по кредитным и депозитным операциям и РЕПО сказалось на стоимости денег на рынке: их цена стала расти. Новость о запуске США печатного станка несколько недель назад стала катализатором очередного рублевого ралли и существенно ускорила укрепление рубля к доллару.

Следует отметить, что ослабление американской валюты привело к росту цен на нефть.

На минувшей неделе стало известно, что «Транснефть» получит право выкупать нефть для поставки в Китай.

Это является одним из условий получения кредита у китайской стороны. Напомним, с российской стороны соответствующее соглашение «Роснефть» и «Транснефть» подписали в феврале 2009 года. В результате НК получит млрд., а транспортная монополия - млрд. В рамках договоренностей РФ будет поставлять в КНР 15 млн. тонн нефти ежегодно в течение 20 лет и построит отводную ветку от ВСТО на Китай. Протяженность планируемого отвода ВСТО от российской станции Сковородино до границы с «Поднебесной» составляет 67 км, планируемая мощность на первом этапе - 15 млн. тонн. «Транснефть» оценивает его сооружение примерно в 10 млрд. рублей. Поставки нефти из РФ в Китай в рамках нового долгосрочного контракта начнутся в январе 2011 года.

До последнего времени «Роснефть» и «Транснефть» не могли согласовать строительство ответвления на КНР. Основным лоббистом нефтепровода Сковородино-граница Китая является «Роснефть».

На минувшей неделе состоялось собрание акционеров ОАО «Авиакомпания» («Росавиа»), по итогам которого был выбран новый глава компании. Им стал заместитель министра транспорта Борис Король.

Параллельно появилась информация о выдвижении в совет директоров «Росавиа» Валерия Окулова, который в прошлом возглавлял основного конкурента «Росавиа» - компанию «Аэрофлот».

Основным инициатором ухода Окулова из «Аэрофлота» стал глава Минтранса Игорь Левитин. Ослабление гендиректора авиаоператора началось после отставки руководителя Росавиации Евгения Бачурина. Чиновник являлся выходцем из структур «Аэрофлота», в частности, последние пять лет Евгений Бачурин занимал должность коммерческого директора «Аэрофлота».

Заняв кресло руководителя Росавиации, он стал лоббировать многочисленные проекты «своего» авиаоператора. Это вызвало плохо скрываемое недовольство других авиакомпаний.

Фрагмент из еженедельного аналитического обзора Центра политической конъюнктуры России "Экономика России: антикризисная политика, рынки, финансы»

В полной версии обзора:

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ 13.04.2009-19.04.2009
ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА НЕДЕЛИ
БОРЬБА ЗА БЮЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ НАЧАЛАСЬ
ЧЕМЕЗОВ И ЯКУНИН УКРЕПИЛИ ПОЗИЦИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ
ЦБ «ЗАЛЬЕТ» БАНКИ ДЕНЬГАМИ
«ТРАНСНЕФТЬ» НАЧНЕТ ТОРГОВАТЬ «ЧЕРНЫМ ЗОЛОТОМ»
«РОСАВИА» ПОДБИРАЕТ «КОМАНДУ»
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

По вопросам подписки на обзор обращайтесь в Управление внешних связей ЦПКР по телефону 8-495-7480809

КОНТАКТЫ

+7 (495) 748-08-09

[email protected]
Схема проезда

Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги