О компании Продукты Услуги События Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
О компании
ФНЭБ


Госдума
07.11.2009
07.11.2009
08.11.2009
08.11.2009
12.11.09
 
Новости дня:
21:45  Вирус гриппа A/H1N1 не мутировал           20:39  Названа зарплата Николя Саркози           20:22  Лукашенко пожалел Тимошенко           19:58  Лукашенко не боится свиного гриппа           19:35  Лукашенко: кризиса в отношениях с РФ нет          
 
Главная \ Аналитические комментарии \ Власть реанимируют ключевые бизнес-проекты: Экономическая политика с 16 по 22 июня 2008 года
Власть реанимируют ключевые бизнес-проекты: Экономическая политика с 16 по 22 июня 2008 года

На минувшей неделе премьер-министр РФ посетил Главный вычислительный центр ОАО «РЖД». В рамках данного мероприятия Владимир Путин пообещал подписать стратегию развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года. Документ является ключевым проектом главы транспортной монополии Владимира Якунина. Топ-менеджер лоббирует принятие стратегии весь последний год.

Официальный старт проекту был дан весной 2007 г. Тогда 10 апреля Владимир Путин провел совещание по вопросам развития железнодорожного транспорта на долгосрочную перспективу. В нем приняли участие тогдашние премьер Михаил Фрадков, глава Администрации президента Сергей Собянин, министр экономического развития Герман Греф, глава Минтранса Игорь Левитин и президент РЖД Владимир Якунин.

На апрельском совещании впервые были озвучены параметры готовящейся программы развития железнодорожного транспорта России до 2030 года. По словам Владимира Якунина, «в целом на нее необходимо направить почти 10 трлн. руб., из которых ОАО «РЖД» сможет обеспечить почти 5,3 трлн. рублей». В принципе, данные предложения, совместно с другими инициативами топ-менеджера, призваны существенно укрепить положение монополии на российском рынке.

Всего можно говорить о четырех стратегических инициативах Владимира Якунина.

Первая - это реализация ряда инфраструктурных проектов на территории РФ. Здесь стратегическим направлением является расширение и модернизация Транссиба. Развитие данного маршрута может принести существенные экономические дивиденды. Так, в регионе Восточной Сибири и на Дальнем Востоке форсируется ряд значимых проектов. Например, это развитие Нижнего Приангарья, пролоббированное ключевыми группами влияния (РАО «ЕЭС России», «Росал» и другие). Данный проект интенсивно поддерживает и глава Красноярского края Александр Хлопонин. Кроме того, готовятся к реализации проекты развития транспортной инфраструктуры Якутии (лоббируется главой республики Вячеславом Штыровым, Минфином и АЛРОСОЙ) и Читинской области (предложен «Норникелем»). Помимо этого, в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) развития Дальнего Востока готовятся существенные инвестиции в развитие промышленного комплекса региона. Причем, большинство из перечисленных проектов будут реализованы на основе государственно-частного партнерства. В рамках данной формы отношений из федерального бюджета финансируется инфраструктурная составляющая.

Вторая – укрепление позиции «РЖД» на внешних рынках. Здесь магистральным направлением является азиатское. Так, Юго-Восточная Азия интересна монополии с точки зрения организации экспортных поставок российских энергоресурсов. Здесь основным конкурентом Якунина является «Транснефть». После банкротства ЮКОСа и продажи «Юганскнефтегаза» экспортом «черного золота» в Китай стала заниматься «Роснефть», которая пытается активно лоббировать строительство трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан. И, несмотря на то, что возведение ВСТО затягивается, в перспективе «труба» может стать серьезным конкурентом железнодорожным поставкам.

Третье направление - это приобретение смежных активов. Прежде всего, это проект усиления позиций в «Трансмашхолдинге» - ведущем производителе подвижного состава. На его базе может быть выстроена госкомпания транспортного машиностроения, контроль над которой получит Владимир Якунин.

Наконец, последний и основной проект Якунина – это создание «Грузовой компании «РЖД»». Его значение для группы сложно переоценить. Данная бизнес-структура должна стать ключевым активом железнодорожного оператора. Именно здесь будет аккумулироваться основная прибыль всей группы. Кроме того, реализация 49% пакета «Грузовой компании «РЖД»» должна стать основным источником финансирования инвестпрограммы монополии в долгосрочной перспективе.

В этом проекте Владимир Якунин встретил наиболее серьезное сопротивление со стороны конкурирующих групп влияния, особенно в лице главы Минтранса.

Президент России Дмитрий Медведев поручил правительству к 1 октября подготовить документы, расширяющие количество финансовых инструментов для инвестирования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Таким образом, предполагается, что средства ФНБ можно будет инвестировать не только за рубежом, но и на внутреннем рынке.

По мнению Медведева, также необходимо создать специальную структуру для управления средствами ФНБ. Не исключено, что в качестве таковой может выступить «Банк Развития» (ВЭБ). Госкорпорация с момента своего создания форсирует деятельность по привлечению госфинансирования. Это позволило ВЭБ существенно улучшить собственные финансовые показатели.

Следует отметить, что идея использования средств ФНБ для инвестирования в российскую экономику не нова. В прошлом году с аналогичным предложением выступили представители Минэкономразвития.

Тогда поводом стала ситуация на российском фондовом рынке. Пик падения пришелся на весну 2007 года. В мае Владимир Путин предложил использовать средства Фонда будущих поколений (позднее переименованного в ФНБ) для инвестирования в российские ценные бумаги.

Заявление главы государства стало апофеозом противостояния Минфина и Минэкономразвития. Министры «экономического блока» Правительства давно находятся в ситуации противостояния по вопросу объектов инвестирования средств Стабилизационного фонда (Стабфонда).

Он создавался Алексеем Кудриным по образу норвежского аналога (Global Pension Fund), который известен тем, что проводит достаточно консервативную политику в отношении инвестирования: это, прежде всего, высоколиквидные иностранные облигации с небольшой доходностью. Данная стратегия предполагает «консервацию» денежных средств с целью нивелировать негативный эффект от неблагоприятной экономической конъюнктуры для страны.

Альтернативную стратегию предлагал Герман Греф. Экс-глава Минэкономразвития ссылался на опыт Temasek Holdings, принадлежащий правительству Сингапура. Данный финансовый инструмент первоначально создавался для развития экономики этой азиатской страны. В связи с чем, основу портфеля компании составляли преимущественно акции национальных производителей. Лишь спустя три десятилетия Temasek перешел к активным инвестициям на внешних рынках.

В 2003 году Минэкономразвития потерпел поражение, и в качестве основной была выбрана консервативная стратегия.

На минувшей неделе состоялась XII ежегодная конференция инвесторов «Россия во власти преобразований». Ключевым событием мероприятия стало выступление министра финансов РФ Алексея Кудрина. Вице-премьер фактически признал наличие в РФ перегрева экономики.

Такая ситуация, по его мнению, приводит к существенному разрыву спроса и предложения, а диспропорция в итоге выливается либо в рост цен, либо — в импорт, который прирастает на 40% в год.

Для того чтобы нивелировать негативные эффекты, российское правительство, по словам Алексея Кудрина, обязало ведомства к 25 июня внести на рассмотрение антиинфляционную программу, предусматривающую таргетирование инфляции, а нынешняя стратегия таргетирования валютного курса себя не оправдала.

Отметим, что проблема перегрева отечественной экономики поднимается с начала этого года. Однако особый резонанс она получила после опубликования докладов Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ). Так, специалисты ВБ, участвовавшие в исследовании, отмечают, что РФ использует ресурсы на 90%, тогда как коэффициент использования рабочей силы превысил 94%.

Стало известно о продлении срока приема заявок для участия в конкурсе на право пользования Удоканским месторождением.

Борьба за стратегическое месторождение развернулась ожесточенная: на конкурс поступили заявки от нескольких ключевых групп влияния. Первым о своем желании поучаствовать в конкурсе на Удокан объявил консорциум «Русская медь» во главе с «РЖД» Владимира Якунина. Помимо транспортной монополии в него вошли Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) и Банк Развития (Внешэкономбанк). Вкладом «РЖД» в консорциум станет вся транспортная инфраструктура, в частности, железнодорожная ветка, балансовая стоимость которой составит 2,1 млрд. руб. Протяженность ветки - 42 км. Совокупная доля «РЖД» и Внешэкономбанка в проекте составит 51%, которые компании поделят примерно пополам. УГМК получит 49% - соответственно. Участие Банка Развития обеспечит долгосрочное финансирование проекта. УГМК будет отвечать непосредственно за освоение месторождения.

На прошедшей неделе ОАО «Полиметалл» сменил собственника. Александр Несис, брат генерального директора компании Виталия Несиса, приобрел 24,05%, бизнесмен Александр Мамут - 19,08 %, а чешский фонд PPF Group NV - 24,9%.

Ранее контрольным пакетом акций компании владел предприниматель Сулейман Керимов. Доля Керимова разделена на три части: фонд PPF приобрел 78 460 437 акций, включая 265 780 акций в форме глобальных депозитарных расписок (ГДР); Несис приобрел через Quotan International Ltd 75 749 999 акций, включая 256 599 акций в форме ГДР, Мамут приобрел через Inure Enterprises Ltd 60 110 818 акций, включая 203 621 акций в форме ГДР.

Активизация чешского фонда на отечественном рынке наблюдается на протяжении года. Причем, нерезидент успел перейти дорогу Олегу Дерипаске, с которым PPF не поделил «Ингосстрах».

Напомним, конфликт вокруг отечественной бизнес-структуры начался в прошлом году, когда Александр Мамут продал свою долю в «Ингосстрахе».

КОНТАКТЫ

+7 (495) 748-08-09

[email protected]
Схема проезда

ПРОДУКТЫ

Аналитическая серия

Еженедельные обзоры

Региональные обзоры

Аналитические доклады
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги