Новости дня: |
Президент РФ направил Председателю Правительства Бюджетное послание Федеральному Собранию о бюджетной политике в 2009–2011 годах. Документ ляжет в основу проекта соответствующего федерального бюджета.
Традиционно Бюджетное послание является стратегическим документом федеральной власти, в нем отражаются ключевые проекты бюджетной политики. В этом отношении знаковым является прошлогоднее Бюджетное послание Президента РФ. Тогда впервые основной финансовый документ был принят на трехлетний период.
Проект трехлетнего бюджета принадлежит Алексею Кудрину. Глава Минфина активизировал деятельность по его продвижению летом 2006 года. Тогда аппаратные противники развернули против министра информационную кампанию. Суть ее сводилась к критике курса на укрепление национальной валюты. Создание трехлетнего бюджета должно было нивелировать негативный эффект от указанных «антикудринских» инициатив.
Бюджетный проект шел в связке с другим, ключевым для главы Минфина начинанием - созданием так называемого «ненефтегазового фонда». Предполагалось, что нефтегазовые доходы бюджета должны быть аккумулированы в двух фондах: Фонде национального благосостояния и Резервном фонде. Однако против непосредственной реализации проекта Кудрина выступили тогда Герман Греф и Михаил Фрадков. Инициативы министра финансов предполагали значительно ограничить функции экс-главы Минэкономразвития и экс-премьера по контролю над бюджетной политикой РФ. Так, например, из-под контроля Грефа руководитель Минфина планировал «увести» составление Федеральных целевых программ (ФЦП).
Основной же интригой Бюджетного послания Президента РФ 2007 г. стал вопрос сохранения ключевых инициатив Алексея Кудрина в данном документе. С этой точки зрения прошлогоднее послание стало триумфом министра финансов, которому удалось отстоять свои аппаратные позиции в межведомственной борьбе. Ключевой проект Минфина - «нефтегазовый фонд» - был сохранен практически без изменений.
Кроме того, Алексей Кудрин реализовал ряд дополнительных проектов, одним из которых стало усиления налогового контроля над трансфертными ценами.
Данные инициативы активно обсуждались в конце 2006 года. Изначально информационным поводом к их рассмотрению стало «дело ЮКОСа». Напомним, суть предложенных Кудриным изменений сводилось к усилению контроля над ключевыми экономическими агентами РФ, так как именно они используют трансфертное ценообразование в расчетах с «дочерними» структурами.
Параллельно глава Минфина сумел «торпедировать» стратегические проекты своих основных конкурентов. Так, после встречи Президента РФ и членов РСПП в послании предлагалось закрепить снижение НДС до 13%. Лоббировать названные инициативы стали глава организации Александр Шохин и вице-премьер Александр Жуков. Тем не менее, их предложения так и не были отражены в документе.
Бюджетное послание Дмитрия Медведева принципиально отличается от прошлогоднего «путинского». Новый глава государства не может сделать ставку на одно в ведомство в вопросе формирования основного финансового документа РФ. В результате в материалах оказались отражены порой противоположные позиции ключевых федеральных ведомств.
Прежде всего, в Бюджетном послании сохранены основные инициативы Минфина по борьбе с инфляцией.
Кроме того, в документе нашли отражение инициативы основного оппонента Минфина – Минэкономразвития.
На минувшей неделе состоялось годовое собрание акционеров ОАО «Газпром», на котором был утверждён годовой отчет и бухгалтерская отчетность компании за 2007 год. Кроме того, на указанном мероприятии был избран совет директоров монополии, который возглавил первый вице-премьер Виктор Зубков.
Накануне собрания акционеров были проведены пять пресс-конференций газовой монополии. Каждая из них была подготовлена ключевыми группами влияния внутри «Газпрома». С их помощью игроки рассчитывали укрепить свои позиции в аппаратной борьбе.
Основные результаты деятельности монополии были представлены одним из наиболее лояльных Алексею Миллеру людей – начальником Финансово-экономического департамента «Газпрома» Андреем Кругловым. Топ-менеджер работал вместе с Миллером в мэрии Петербурга. Туда он пришел в 1995 году с должности экономиста Dresdner Bank, возглавив одним из отделов питерского комитета по внешним связям уже после ухода Миллера с поста председателя этой структуры (в 1997-2001 годах). В «Газпроме» Круглов с весны 2002 года, тогда он занял должность начальника департамента корпоративного финансирования и получил место в правлении. Круглов считался одним из возможных «наследников» Миллера: в прошлом году именно он исполнял обязанности председателя правления во время болезни главы монополии.
Топ-менеджеру досталась самая ответственная конференция - «Финансово-экономическая политика ОАО «Газпром». Мероприятие состоялось 26 июня, за день до годового собрания акционеров.
Основным достижением газовой монополии за прошлый год было названо значительное увеличение выручки.
Однако параллельно увеличились операционные расходы. Причем значительный вклад в их рост внесли не внутренние издержки, а внешние. Так, за прошлый год существенно выросли цены на среднеазиатский газ. Это серьезно ударило по финансовым показателям компании. А, учитывая, что в нынешнем году рост цен составит как минимум 30% - операционные издержки монополии будет расти.
Параллельно «Газпрому» важно форсировать многочисленные сырьевые и инфраструктурные проекты. Необходимо осваивать Штокмановское месторождение – основной источник наполнения Nord Stream в долгосрочной перспективе. Кроме того, требуют вложений смежные проекты монополии - электроэнергетика, газохимия и другие.
Для того, чтобы обеспечить финансирование капиталоемких проектов, «Газпрому» пришлось увеличить заимствования на внешних рынках.
Финансовый кризис на рынке США существенно снизил ликвидность облигационных займов. В результате стоимость «длинных денег» для газовой монополии возросла.
Министерство транспорта представило правительству концепцию создания госкомпании «Росавтодор». Проект является ключевым для Игоря Левитина.
По замыслу министра, «Росавтодор» наделят функциями Федерального дорожного агентства по управлению федеральными автодорогами, которые занимают около 5% автодорожной сети страны. Помимо проведения конкурсов на строительство платных автодорог, госкорпорации планируется передать доходы от установки наружной рекламы на федеральных трассах. В этом отношении проект Минтранса аналогичен «Росатому», после создания которого профильное ведомство будет ликвидировано.
Предположительно, доработанная концепция функционирования «Автодора» принадлежит небезызвестной компании «Вегас-Лекс». Последняя известна активным участием в судьбе другой госкорпорации - «Олимпстрой»: она также разрабатывала ее концепцию.
На минувшей неделе Алексей Гордеев анонсировал создание очередной госкомпании. По словам главы Минфина, бизнес-структура будет называться «Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных». По форме это будет акционерное общество с государственным участием. В собственность компании предполагается передать два десятка организаций, занимающихся племенной работой.
Создавая «Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных», Гордеев рассчитывает получить контроль над всей цепочкой увеличения поголовья скота. Так, «Росагролизинг» в рамках Государственной программы развития АПК планирует поставить отечественным сельхозтоваропроизводителям с 2008 по 2012 годы 170 тыс. голов племенного скота. Их разведением и должен заняться новый Центр. Причем, «Росагролизинг» уже приступил к выполнению программы, осуществив закупку более 20 тыс. голов скота и оборудования более 107 тыс. скотомест.
Параллельно глава Минсельхоза пытается оградить отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Стало известно о переговорах Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и Объединенной промышленной корпорации (ОПК) по вопросу создания совместного предприятия (СП). Идея объединить судостроительные активы компаний появилась в мае 2008 г. на совещании по развитию судостроения у премьера Владимира Путина.
ОПК давно пытается заручиться поддержкой ОСК в вопросе продвижения собственных проектов на федеральном уровне. Ключевым из них является создание на базе «Северной верфи» комплекса для строительства крупнотоннажных морских судов дедвейтом до 300 тысяч тонн. Конкурс на создание «суперверфи» объявило еще прежнее Минпромторговли.