О компании Продукты Услуги Календарь событий Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
О компании
ФНЭБ
24.03.2009
26.03.2009
26.03.2009
27.03.2009
Главная \ Аналитические комментарии \ Россия, США и Франция в процессе определения ключевых направлений активности на международной арене: внешняя политика с 9 по 15 марта 2009 года
Россия, США и Франция в процессе определения ключевых направлений активности на международной арене: внешняя политика с 9 по 15 марта 2009 года

10 марта 2009 года Россию с рабочим визитом посетил премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань. В ходе турне глава венгерского правительства провел консультации с российским коллегой Владимиром Путиным, а также встретился с президентом РФ Дмитрием Медведевым. Основными темами переговоров стало обсуждение вопросов топливно-энергетического сотрудничества (а именно они определяют предметный пул двусторонних экономических отношений), а также политического диалога на фоне ухудшения отношений между старыми и новыми членами Европейского союза (ЕС). Практическое содержание визита определило подписание соглашений между «Газпромом» и MFB (Венгерский банк развития) о создании СП по строительству венгерского участка газопровода «Южный поток», а также между «Газпромом» и нефтегазовой компанией MOL о сооружении подземного газохранилища (ПХГ) на территории Венгрии.

Переговоры с венгерским премьером и подписанные по их итогам соглашения стали очередной демонстрацией практической значимости для российской внешней политики энергетической дипломатии. Тема энергетики была использована в качестве базовой для расширения диалога с одним из европейских государств. При этом самостоятельную роль в энергетической линии РФ на мировой арене играют не только государственные структуры, но и ОАО «Газпром», выступающее в роли отдельного международного субъекта. Пример с Венгрией – наглядное подтверждение высокой эффективности выстроенной в системе государственных органов власти и госкорпораций внешнеполитической вертикали по энергетическому треку. В данном случае крупнейший российский энергетический концерн смог определить сферу своего практического присутствия в Венгрии и заложить основу для реализации одного из стратегических проектов в лице «Южного потока», что прямо соответствует национальным интересам РФ.

В институциональном плане переговоры с главой венгерского правительства – шаг в сторону усиления позиций внешнеполитического пула правительства РФ, в котором были задействованы как сугубо дипломатические (например, заместитель руководителя аппарата правительства Юрий Ушаков), так и экономические и внешнеэкономические игроки (в частности, заместитель председателя правительства Игорь Сечин). В то же время на фоне удачной игры правительственного пула относительно ограниченными оказались результаты деятельности Администрации президента. Показательно, что оба соглашения об энергетическом сотрудничестве были подписаны «Газпромом» по результатам переговоров Путина и Дюрчаня. «Команда» помощника президента Сергея Приходько (специалист по Восточной Европе) оказалась в данном случае на вторых ролях.

Использование механизмов энергетической дипломатии на венгерском направлении позволяет сказать, что таковые дают Москве возможность не только выстраивать равноформатный диалог с большинством европейских столиц, но и создавать базис для возможного упрочения двусторонних отношений. В случае с Венгрией это особенно важно, так как данная страна входит в состав Новой Европы, большинство акторов которой весьма негативно относятся к РФ. Подписание же предметных документов с участием «Газпрома» – не только шаг к расширению экономического партнерства (пусть и по весьма узкому направлению), но и создание условий для ограничения попыток Европейского союза диверсифицировать энергетические поставки.

Дело в том, что через венгерскую территорию должен пройти не только «Южный поток», но и альтернативный ему газопровод Nabucco, создание которого инициировано ЕС. Соглашение «Газпрома» и MFB можно расценивать как очевидный удар на опережение по европейским планам, создающий базис для практической реализации российского проекта, в то время как брюссельский план все еще остается в стадии согласования. Однако нельзя исключать, что, сказав «да» Южному потоку, Будапешт с таким же успехом подтвердит свое согласие на участие в Nabucco. Такая практика «двойной игры» полностью укладывается в «правила игры» венгерской внешней политики, построенной на балансировании между ключевыми центрами силы в Европе. Реализация подобной линии на практике способна нивелировать решения 10 марта, резко ослабив позиции «Газпрома» и правительства РФ.

10 марта президент РФ Дмитрий Медведев встретился с членами независимой консультативной комиссии по изучению политики США в отношении России, созданной в августе 2008 года. В тот же день состоялся обмен мнениями американских экспертов с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и представителями Администрации президента. 11 марта переговоры с делегацией комиссии провел секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Основными вопросами, поднятыми в ходе указанных переговоров, стали мировой финансово-экономический кризис, сокращение стратегических наступательных вооружений, нераспространение ОМУ, международный терроризм.

Формально американские эксперты и представители российской власти обменялись разве что точками зрения по данным вопросам. Однако в действительности члены комиссии провели неформальные консультации по согласованию повестки дня встречи президентов России и США, которая состоится в Лондоне в ходе саммита «Большой двадцатки». Был предметно рассмотрен весь пул вопросов, который стороны намерены обсудить на высшем уровне, более того, американская сторона огласила ряд позиций, которые были согласованы в Вашингтоне после встречи Лаврова и государственного секретаря Хиллари Клинтон в Женеве. В пользу этого свидетельствует как официально заявленное содержание переговоров (оно полностью совпадает с тематикой предстоящей встречи президентов), так и общий характер дискуссии, в ходе которой стороны выразили «заинтересованность в поиске совместных путей выхода» из ключевых международных проблем. Нельзя исключать, что за такой формулировкой содержится готовность Белого дома учесть пожелания российской стороны, высказанные с начала подготовки встречи президентов в феврале 2009 г.

В пользу высокой предметной содержательности визита комиссии, де факто выступившего в роли самостоятельного института для прямых двусторонних консультаций, свидетельствует и корректировка предварительной даты переговоров Медведева и Обамы. Вместо ранее озвученного 2 апреля (официальный день работы саммита G20), было названо 1 апреля, что отображает желание Вашингтона и лично американского президента провести не просто ознакомительную встречу, но приступить уже в Лондоне к детальному обсуждению двусторонней «повестки дня».

В целом визит консультативной комиссии имел двойственный характер. С одной стороны, американские эксперты озвучили комплекс предложений по концептуализации базовых основ российско-американских отношений, а с другой, выступили в роли ещё одного канала обмена мнениями между Кремлем и Белым домом. В этом контексте важно учитывать, что, несмотря на свой официально двухпартийный статус, комиссия представляет по большей части мнение демократов, а также примкнувших к ним в конце 2008 года умеренных республиканских реалистов.

11-12 марта министр иностранных дел РФ Сергей Лавров посетил с рабочим визитом Азербайджан. Глава российского внешнеполитического ведомства провел переговоры с президентом страны Ильхамом Алиевым и своим азербайджанским коллегой, министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым. Основными результатами поездки стал обмен мнениями по вопросу определения правового статуса Каспийского моря, в контексте подготовки к Третьему каспийскому саммиту. Формально азербайджанская сторона заявила о готовности учитывать мнение Москвы по данному вопросу, однако в реальности дальше заявлений предельно общего характера дело не пошло.

Данное обстоятельство позволяет указать на то, что Азербайджан не только отказался от полного принятия российской редакции разграничения сфер влияния на Каспии, но и выступил с собственной повесткой дня, которая была озвучена Лаврову. Тем самым Баку подтвердил свой статус самостоятельного игрока в Закавказье, имеющего собственную точку зрения по всему ключевому спектру вопросов двусторонних отношений с РФ. Это касается также и карабахского вопроса.

11 марта президент Франции Николя Саркози официально заявил о возврате страны в военные структуры Североатлантического альянса. Выступая на конференции «Франция, европейская оборона и НАТО в XXI веке» во французской Военной школе, он назвал это решение «независимым выбором Франции». Официально данный ход, после его поддержки национальным парламентом, будет закреплен на 60-м юбилейном саммите НАТО, который пройдет 3-4 апреля в двух городах - Келе (Германия) и Страсбурге (Франция).

Решение Парижа объясняется стремлением увеличить присутствие в политических процессах в рамках атлантического пространства. Формально Франция возвращается в НАТО не для того, чтобы оказаться под влиянием Вашингтона, а для проведения самостоятельной политики в трансатлантическом сообществе безопасности. Такой сценарий прямо вытекает из внешнеполитического курса, проводимого президентом страны Николя Саркози. Сегодня Париж не только демонстрирует игру «первой скрипкой» в рамках ЕС, но и открыто дает понять о существовании амбиций глобального масштаба, которые сопоставимы с внешней политикой Шарля де Голля. Так, только в 2008 году Франция наглядно продемонстрировала наличие собственных интересов на Кавказе и постсоветском пространстве, в Западном полушарии и на Ближнем Востоке, не говоря уже про традиционные сферы «особых» интересов, которыми являются Магриб и Экваториальная Африка.

9-13 марта состоялся рабочий визит в США министра иностранных дел КНР Ян Цзечи. В ходе своего турне он провел консультации с руководством аппарата Белого дома и Совета национальной безопасности, государственным секретарем Хиллари Клинтон, ведущими представителями американского экспертного сообщества. В частности, 12 марта Цзечи встретился с топ-фигурами Центра стратегических и международных отношений (структуры, консультирующей президента Барака Обаму, Государственный департамент и Пентагон) – его президентом Джоном Хамре и попечителем Збигневом Бжезинским.

Для США приезд Цзечи, после визита в Пекин Клинтон в феврале – подтверждение заинтересованности Китая не только в сохранении текущего формата взаимодействия, но и его качественного расширения в экономической сфере. Связано это с последствиями глобального финансового кризиса, оказывающими негативное воздействие на китайскую экономику. Данный фактор заставляет Пекин искать поддержки у своего ключевого экономического партнера в лице Вашингтона.

На сайте публикуется фрагмент из еженедельного аналитического обзора Центра политической конъюнктуры России «Российская внешняя политика: интересы, инструменты, стратегии»

В полной версии обзора:

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ 09.03.2009-15.03.2009

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА НЕДЕЛИ

РОССИЙСКО-ВЕНГЕРСКИЕ ДИАЛОГ: МОСКВА ПЫТАЕТСЯ ВЕРНУТЬСЯ В ВОСТОЧНУЮ ЕВРОПУ

«ПЕРЕЗАГРУЗКА» РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ВЫРАБОТКА «ПРАВИЛ ИГРЫ»

РОССИЯ В ЗАКАВКАЗЬЕ: «ЗОНДИРОВАНИЕ» АЗЕРБАЙДЖАНА

ВОЗВРАЩЕНИЕ ФРАНЦИИ В НАТО КАК «БОЛЬШОЙ СДЕЛКИ» С США

США И КНР: ОЧЕРЕДНОЙ ШАГ В СТОРОНУ ТРАНСТИХООКЕАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА

По вопросам подписки на обзор обращайтесь в Управление внешних связей ЦПКР по телефону +7(495) 7480809

КОНТАКТЫ

+7 (495) 748-08-09

[email protected]
Схема проезда

Новости часа
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги