О компании Продукты Услуги Календарь событий Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
О компании
ФНЭБ


Госдума
26.04.2009
27.04.2009
28.04.2009
30.04.2009
26.04.2009 
 
Новости часа:
11:34  «Аэрофлот» в течение месяца будет предоставлять бесплатные билеты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной, бывшим блокадникам и бывшим узникам нацистских лагерей           11:30  Экипаж российского траулера «Коралнес», затонувшего у берегов Норвегии, будет доставлен в город Тромсе           11:00  В результате взрыва в Стамбуле пострадали пятеро детей – трое в возрасте от четырёх до девяти лет и двое подростков           10:35  В Тбилиси сторонники оппозиции, продолжающие многодневную акцию протеста, решили организовать у здания Общественного телевидения Грузии «коридор совести»           10:32  С падения нефтяных цен начали сегодня свою работу ведущие мировые товарные рынки          
 
Главная \ Аналитические комментарии \ Тактическая дезориентация политики России на постсоветском пространстве: внешняя политика с 13 по 19 апреля 2009 года
Тактическая дезориентация политики России на постсоветском пространстве: внешняя политика с 13 по 19 апреля 2009 года

13 апреля был публично обнародован (опубликован неделей ранее) доклад Федерации американских ученых и Совета по защите природных ресурсов «От противодействия к минимальному сдерживанию», в котором эксперты США предложили администрации Барака Обамы оптимизировать ядерный арсенал Соединенных Штатов при одновременном увеличении эффективности политики сдерживания.

Для России значимость доклада заключается в том, что в нем содержится предложение перенацелить американские ракеты с густонаселенных городов РФ на 12 ключевых объектов национальной экономики - предприятия «Газпрома», «Роснефти», «Русала», «Норникеля», «Сургутнефтегаза», «Евраза», «Северстали». Подобного рода идея была объяснена авторами экспертного исследования необходимостью увеличить разрушающий потенциал возможного удара возмездия в условиях масштабного сокращения потенциала оружия массового поражения (ОМП).

«Российская составляющая» доклада Федерации американских ученых и Совета по защите природных ресурсов является своего рода «зондированием» пороговой отметки уступок со стороны Москвы в области политики ядерного разоружения. Намеренно заявляя о необходимости увеличения разрушительного характера возможного ракетного удара, американские эксперты запустили идею о необходимости последовательного сокращения арсеналов ОМП двух стран не до 1,5 тыс. боеголовок (позиция Вашингтона на американо-российском саммите 1 апреля – «программа минимум»), а до 1 тыс., что входит в «программу максимум» Белого дома (официально не декларировалась).

Фактически РФ предлагается выбор – или она принимает условия кабинета Обамы по 1 тыс. боеголовок или американские ракеты будут нацелены на её ключевые экономические объекты в рамках доктрины «минимального сдерживания». В пользу такой интерпретации содержания доклада свидетельствует заявление помощника государственного секретаря США по вопросам проверки, соблюдения и выполнения соглашений Роуз Геттемюллер, сделанное в ходе конференции в Центре Карнеги «Ядерный порядок: построить или разрушить?» 7 апреля. В нем она, в частности, отметила, что новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) между РФ и США вряд ли будет подписан к декабрю 2009 года (срок окончания действия соглашения СНВ-1). Вместо него стороны могут согласовать промежуточный документ по сокращению числа боеголовок до 1,5 тыс. с возможностью проведения в 2010 году консультаций по дальнейшему обоюдному снижению ядерных потенциалов, которые могут завершиться к Конференции по ядерной безопасности, инициатором которой выступает Белый дом (предполагается, что она состоится в США летом 2010 года).

Тем самым Вашингтон ещё до начала предметных переговоров по СНВ пытается задать предметные рамки дискуссии с целью «продавливания» собственной повестки дня по теме двустороннего ядерного разоружения. Специфика текущих «пробросов» заключается в том, что ни Федерации американских ученых, ни Геттемюллер не являются ключевыми субъектами в определении американской политики в области ОМП. В администрации Обамы это направление курируется вице-президентом Джозефом Байденом, который работает в тесном взаимодействии с «командой» из более чем 20 человек, представляющих аппарат Белого дома, Совет национальной безопасности, Государственный департамент и пул неформальных переговорщиков. На экспертном уровне в процесс подготовки предложений по ОМП включены Центр за американский прогресс, Центр Карнеги и некоторые др. «думающие танки». Это позволяет расценивать озвученные 7 и 13 апреля инициативы именно как попытки «зондирования» Москвы, реакция которой должна обозначить «потолок возможностей» по сокращению ядерных арсеналов.

Выступая неофициально с фактически официальной позиции (так как цифра в 1 тыс. боеголовок рассматривалась как оптимальная ещё представителями предвыборного штаба Обамы) Геттемюллер и экспертные центры в то же время демонстрируют неуверенность Белого дома в адекватности собственных запросов. Вынесенная из переговорного процесса инициатива по масштабному сокращению боеголовок оказывается не реальным предметом двусторонней дискуссии, а темой политического дискурса. Это свидетельствует о том, что Вашингтон не уверен, что его «программа максимум» будет принята Москвой.

13 апреля президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов заявил о том, что компания «Газпром» не признает своей вины во взрыве на туркменском участке газопровода «Средняя Азия - Центр-4» (САЦ-4) (произошел 9 апреля) и распространяет ложные сведения о том, что якобы изношенные трубы газопровода взорвались, не выдержав давления газа. Одновременно МИД Туркмении отметил, что российская сторона резко сократила объемы отбираемого «голубого топлива», поступив «необдуманно и безответственно». В ответ на это председатель правительства РФ Владимир Путин на встрече вице-премьером Игорем Сечиным и главой «Газпрома» Алексеем Миллером 16 апреля поручил последним решить «газовую проблему» с Туркменией до конца месяца.

Медлительность России (стопроцентная дочка ОАО «Газпром» компания «Газэкспорт» решила не форсировать ремонт газопровода, тем самым полностью заморозив экспорт туркменского природного газа) объясняется падением спроса на «голубое топливо» на мировом рынке. В результате появились условия для того, чтобы заложенный ранее высокий уровень туркменского реэкспорта просто не нашел потребителей, создав «остаточный потенциал», с весьма туманными перспективами его реализации в среднесрочной перспективе. Подобная ситуация заставляет «Газпром» идти на снижения поставок из Средней Азии, пользуясь в том числе и конъюнктурными техногенными ограничителями.

В среднесрочной перспективе подобная линия может оптимизировать экспортную стратегию российского энергетического гиганта, однако в то же время она закладывает основания для резкого ухудшения политических позиций РФ в среднеазиатском регионе. Во-первых, создаются условия для участия Ашхабада в «антироссийских» проектах создания Транскаспийского газопровода и Nabucco, что ограничит экспортные возможности «Газпрома» и позволит Европейскому союзу начать реализацию политики по диверсификации энергетических поставок. Во-вторых, Туркмения может пересмотреть долгосрочную линию экономического партнерства с РФ, что ослабит фактор энергетического присутствия Москвы в Средней Азии. Наконец, в-третьих, туркменское руководство в состоянии резко изменить линию политического диалога с РФ и СНГ. Показательно, что с начала 2009 года Ашхабад делает ставку на расширение двустороннего взаимодействия с Россией, в том числе за счет поддержки институционального потенциала связанных с ней региональных объединений. Так, 10 апреля в туркменской столице состоялся саммит глав МИД СНГ, на котором стороны рассмотрели перспективы расширения многостороннего сотрудничества в условиях экономического кризиса.

Целью активизации диалога с РФ для Туркмении выступает стремление расширить политическое влияние в Средней Азии. Не обладая достаточным потенциалом для самостоятельной игры против Узбекистана и Казахстана, Ашхабад пытается увязать свою региональную политику с позицией России. Москве подобная линия выгодна, так как позволяет играть на противоречиях между ключевыми среднеазиатскими субъектами, а также развивать сотрудничество с наиболее закрытым игроком региона.

13 апреля президент Пакистана Асиф Али Зардари подписал законопроект «Регламент Низам-э-Адл», вводящий законы шариата в административном регионе Малаканд, входящем в Северо-западную пограничную провинцию (СЗПП) страны, и отменяющий там светское законодательство. Документ был завизирован после того, как парламент страны принял соответствующую резолюцию, основанную на необходимости выполнить ранее достигнутые с талибами договоренности. В феврале 2009 г. исламистская организация «Техрик-э-Нифаз-э-Шариат-э-Мухаммед» - ТНШМ («Движение за проведение кодекса пророка Мухаммеда»), близкое к пакистанскому крылу «Талибана» - «Техрик Талибан-и-Пакистан» (ТТП), руководимого Байтуллой Мехсудом, пошла на соглашение с местными властями о стабилизации ситуации в долине реки Сват в обмен на введение там шариатского правления. Достигнутые обязательства были закреплены в «Соглашении Малаканд». После этого лидер ТННШ Суфи Мухаммед договорился с командующим талибов в СЗПП, своим зятем Мауланой Кази Фазлуллой. 21 февраля вооруженные действия в районе реки Сват (а фактически во всем Малаканде) прекратили пакистанские войска, а 24 февраля – талибы, что стало основанием для рассмотрения законодательной инициативы о шариате руководством страны.

Формально решение режима Асифа Али Зардари следует расценивать как сознательный шаг, направленный на «замирение» пакистанских талибов, которое должно способствовать снижению их активности.

14 апреля парламент Венгрии проголосовал за назначение премьер-министром страны Гордона Байнаи. В поддержку такого решения выступили 204 из 386 венгерских депутатов. Уже на следующий день данный шаг привел к массовым беспорядкам в Будапеште. Под воздействием акций общественного протеста 16 апреля новый министр экономики Венгрии Тамаш Валь объявил о своей отставке до официального вступления в должность. Затянувшийся венгерский политический кризис совпал с дальнейшим ухудшением экономической ситуации в целом в Восточной Европе. Так в связи с критическим экономическим положением о своем стремлении получить финансовую помощь со стороны Европейского союза заявили Босния и Герцеговина, а также Польша и Румыния.

Текущая конъюнктура в Новой Европе свидетельствует о системном политическом кризисе входящих в него субъектов.

17 апреля в подмосковной Барвихе состоялись переговоры между президентом России Дмитрием Медведевым и лидером Азербайджана Ильхамом Алиевым. Основными темами переговоров стали обсуждение проблемы карабахского урегулирования, а также перспектив двустороннего взаимодействия в энергетической сфере.

Очередные российско-азербайджанские переговоры стали следствием наметившихся тенденций к трансформации политической ситуации в Закавказье, способствующей усилению влияния в регионе США. После визита в Турцию американского президента Барака Обамы Анкара получила четкие установки к расширению собственной посреднической активности в процессе армяно-азербайджанского переговорного процесса. Следствием этого стало появление информации о возможном открытии армяно-турецкой границы и нормализации отношений между двумя странами. Предполагается, что тем самым Турция продемонстрирует готовность к «двустороннему решению» спора вокруг Карабаха (по примеру арабо-израильского урегулирования), а также начнет игру на российском поле (Армения входит в число основных военных союзников РФ). Конечной целью реализации данной линии должно стать переструктурирование сфер влияния в Закавказье в выгодном для Вашингтона формате.

Фрагмент из еженедельного аналитического обзора Центра политической конъюнктуры России «Российская внешняя политика: интересы, инструменты, стратегии»

В полной версии обзора:

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ 13.04.2009-19.04.2009
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА НЕДЕЛИ
«ЗОНДИРУЮЩИЕ» ПРОБРОСЫ США ПО ЯДЕРНОМУ РАЗОРУЖЕНИЮ
ОБОСТРЕНИЕ РОССИЙСКО-ТУРКМЕНСКИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ВЫИГРЫВАЮТ США
ПАКИСТАН: ОПАСНЫЕ ИГРЫ С РАДИКАЛЬНЫМИ ИСЛАМИСТАМИ
НОВОЕ ОБОСТРЕНИЕ ПРОБЛЕМ «ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОГО БОЛЬНОГО»
НОВАЯ ФАЗА БИТВЫ ЗА ЗАКАВКАЗЬЕ: РОССИЯ В ИГРЕ МЕЖДУ АЗЕРБАЙДЖАНОМ И АРМЕНИЕЙ

По вопросам подписки на обзор обращайтесь в Управление внешних связей ЦПКР по телефону 8-495-7480809

КОНТАКТЫ

+7 (495) 748-08-09

[email protected]
Схема проезда

Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги