О компании Продукты Услуги Календарь событий Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
О компании
ФНЭБ
30.03.2009
30.03.2009
30.03.2009
31.03.2009
Главная \ Аналитические комментарии \ Тактическое «зондирование» Россией баланса сил на постсоветском пространстве и за его пределами: внешняя политика с 16 по 22 марта 2009 года
Тактическое «зондирование» Россией баланса сил на постсоветском пространстве и за его пределами: внешняя политика с 16 по 22 марта 2009 года

16 марта в Вашингтоне был официально обнародован доклад Независимой консультативной комиссии по изучению американской политики в отношении РФ «Правильное направление политики США в отношении России», ранее представленный президентам двух стран. 18 марта в Институте США и Канады РАН состоялась презентация доклада «Глобальные тенденции-2025: меняющийся мир», подготовленного Национальным советом по разведке (НСР) США в октябре 2008 года и официально обнародованного 20 ноября 2008 г. Наконец, 19 марта в РФ начали работу члены российско-американской группы общественного диалога «Россия – США: взгляд в будущее», со стороны Соединенных Штатов возглавляемой бывшим государственным секретарем Генри Киссинджером. Сначала они провели консультации с представителями Управления президента по внешней политике и Совета безопасности РФ, а 20 марта встретились с российским президентом Дмитрием Медведевым.

Тем самым Вашингтон продолжил линию неформального согласования повестки дня встречи президентов, которая состоится в Лондоне 1 апреля в преддверии саммита «Большой двадцатки». Активное присутствие американских дипломатов (преимущественно бывших), разведчиков и экспертов в Москве и их участие в дискуссиях с российской стороной – очередной шаг в сторону определения формата правил игры между РФ и США, которые вступят в силу после раунда переговоров в Великобритании. Использование в качестве «канала связи» влиятельных отставников (так, Киссинджер является одним из ведущих внешнеполитических советников президента Барака Обамы, а входящий в группу общественного диалога ещё один бывший госсекретарь Джордж Шульц консультирует Хиллари Клинтон) демонстрирует желание Белого дома как можно более детально обсудить блок намеченных к официальным переговорам вопросов, а также прозондировать настроения Москвы относительно перспектив развития двусторонних отношений.

Такое содержательное наполнение многочисленных визитов посланников новой администрации не случайно. Соединенные Штаты намерены уже в апреле-мае навязать России свою повестку дня формально партнерского взаимодействия, которая будет отвечать американским национальным интересам, для чего необходимо добиться максимально возможного снижения противодействия со стороны Москвы. Ключевыми темами этой повестки станут предложения о сокращении стратегических наступательных потенциалов до 1000-1500 развернутых ядерных боеголовок (идея, активно лоббируемая Киссинджером и его «пулом», в который, в частности, входит Томас Грэм, за последние две недели дважды побывавший в Москве), а также о вовлечении РФ в процесс давления на Тегеран с целью решения иранского ядерного вопроса. Для одобрения этих инициатив российской стороной, Вашингтон демонстрирует готовность пойти на ряд статусных военно-политических уступок. К основным из них относятся: отказ в среднесрочной перспективе от запуска процедуры вступления в НАТО Украины и Грузии, свертывание третьего позиционного района ПРО (кстати, «полумифического») в Восточной Европе, а также менее резкое отношение к российской политической системе.

Позитивный характер американских экспертных оценок (к тому же проводящихся через относительно благожелательно настроенный к РФ Центр им. Ричарда Никсона за мир и свободу) свидетельствует о желании Белого дома «смягчить» настрой Москвы с последующим выходом на такой формат диалога, который бы позволил решить Вашингтону наиболее острые проблемы собственной внешней политики. В пользу этого свидетельствует тот факт, что ключевые «уступки» Москве сосредоточены в «глобальной плоскости», а не в сфере двустороннего взаимодействия. Так, помимо отказа от развертывания противоракетной обороны, и отсрочки расширения Североатлантического альянса, США намерены завершить процесс вступления РФ в ВТО (кстати, опять же интеграция России во Всемирную торговую организацию трактуется экспертами весьма неоднозначно). Однако последовательная реализация данных инициатив должна продемонстрировать Москве «масштабность» американских решений по сближению, что впоследствии позволит Белому дому запустить процесс использования потенциала РФ в решении глобальных вопросов собственной повестки дня.

Ключевым среди них, и единственным в полной мере двусторонним, остается тема сокращения ядерных боеголовок, имеющая важное имиджевое значение для демократической администрации.

18 марта в Барвихе президент РФ Дмитрий Медведев провел встречи с молдавским коллегой Владимиром Ворониным и главой Приднестровья Игорем Смирновым. После этого состоялись трёхсторонние переговоры по вопросу выработки компромиссного решения урегулирования проблемы взаимоотношений между Тирасполем и Кишиневом в преддверии намеченных на 5 апреля выборов в молдавский парламент. Несмотря на то, что по итогам консультаций стороны подписали совместное заявление, в котором выразили стремление «продолжить прямые контакты в целях активизации переговорного процесса», общий результат встречи оказался неудачным. В частности, Смирнов заявил, что Приднестровье и Молдавия не смогли минимизировать свои разногласия по урегулированию приднестровской проблемы. «Наши позиции с Молдавией не сблизились, и они не могли сблизиться, ибо Молдавия исповедует унитарное построение государства», - сказал он.

Очередная неудача российских усилий по налаживанию сближения между Тирасполем и Кишиневом означает не только замораживание двустороннего диалога на неопределенный период, но и невозможность обеспечить необходимую поддержку Воронина с целью его сохранения на посту молдавского президента. В своих усилиях по молдавскому треку РФ исходит из стремления не только поддержать текущий уровень влияния в Приднестровье, но и сохранить политическое присутствие в Молдавии с целью ограничения процессов вовлечения этой страны в сферу влияния Румынии, а фактически Европейского союза и НАТО.

В реализации такой политики Москва оказалась готова не только заметно ограничить суверенные претензии Тирасполя (в 2008 году последнему было фактически отказано в признании независимости по югоосетинскому и абхазскому сценарию), но и пойти на ряд односторонних уступок Кишиневу. Последней из них стало согласие на участие в переговорном процессе в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, а также в качестве наблюдателей – Европейский союз и США), вместо ранее отстаиваемой формулы «2+1» (Молдавия, Приднестровье и Россия). Эта уступка была прописана в тексте трехстороннего заявления, подписанного 18 марта. Тем самым руководство РФ ещё раз продемонстрировало стремление сохранить «псевдо-пророссийский» режим Воронина любой ценой, в том числе и жертвуя собственными интересами по данному направлению.

В пользу того, что нынешнее политическое руководство Молдавии можно лишь с большой натяжкой считать пророссийским свидетельствует хотя бы тот факт, что Кишинев стремится вовлечь в переговорный процесс Запад в лице ОБСЕ и ЕС, с целью ограничения чрезмерного роста российского влияния на своей территории и демонстрации готовности к сближению с Европой.

17 марта президент Украины Виктор Ющенко внес на рассмотрение Верховной рады кандидатуру Олега Шамшура (посла Украины в США) на пост министра иностранных дел. Формально внесение кандидатуры нового шефа внешнеполитического ведомства страны означает сохранение текущей линии Киева на структурирование стратегических отношений с Западом, несмотря на очевидные просчеты, допущенные с 2007 года. Так, о персоне Шамшура 20 марта позитивно отозвался посол США на Украине Вильям Тейлор, а сам претендент на пост главы МИД в тот же день заявил, что членство в НАТО принесет стране положительные изменения в экономике и поможет развитию демократии. Показательно, что предыдущий шеф внешнеполитического ведомства Владимир Огрызко, отправленный в отставку решением Рады 3 марта, не оказался в кадровом резерве, а уже 17 марта получил пост первого заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО).

Своими кадровыми решениями по внешнеполитическому пулу Киев в лице Секретариата президента демонстрирует уверенность в выбранном ранее курсе поведения на мировой арене, который получил официальное закрепление в базовом документе национального внешнеполитического ведомства «Приоритетные задачи МИД Украины на 2009 год», принятого в январе.

18-19 марта Россию с рабочим визитом по приглашению Дмитрия Медведева посетил президент Белоруссии Александр Лукашенко. Целью очередного приезда белорусского лидера в Москву было обсуждение возможности предоставления Минску нового кредита в размере 100 млрд. рублей. Сохранение неблагоприятной экономической конъюнктуры заставило белорусское руководство снова попросить РФ об экономической помощи.

Тем не менее, добиться необходимого результата Минску не удалось. Россия отказалась от очередных финансовых преференций в силу расширения «двойной лояльности» своего союзника. В пользу этого свидетельствует заявление вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина, отметившего по итогам переговоров, что «вопрос предоставления Белоруссии кредита изучается». Такая позиция связана не только с интенсивными переговорами по линии Минск – Брюссель (проходили на протяжении февраля-марта), но и включением Белоруссии в программу Европейского союза «Восточное партнерство». На фоне активной демонстрации режимом Лукашенко своего намерения усилить ориентированность на Европу, РФ предпочла ограничить степень экономических уступок белорусской стороне.

16 марта Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров посетил с рабочим визитом Кабул, где провел переговоры с президентом Афганистана Хамидом Карзаем и министром иностранных дел Рангином Дадфаром Спантой. По итогам визита стороны подписали двустороннее Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и обсудили формат участия афганской стороны в Специальной конференции по Афганистану под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая пройдет в Москве 27 марта.

Ключевой целью поездки главы российского внешнеполитического ведомства в Кабул было «прощупывание» Карзая и его окружения на предмет развития двустороннего сотрудничества в экономической и военно-технической сферах, за которыми скрывается стремление России расширить свои позиции в Афганистане. В частности, в ходе консультаций стороны затронули вопрос о возможности поставок российских вооружений афганской национальной армии (АНА). Для Москвы шаг в сторону активизации политики в Центральной Азии продиктован стремлением закрепить успех, достигнутый в диалоге с Киргизией (закрытие базы ВС США «Манас») и продолжить линию по последовательному ограничению американского влияния в регионе.

На сайте публикуется фрагмент из еженедельного аналитического обзора Центра политической конъюнктуры России «Российская внешняя политика: интересы, инструменты, стратегии»

В полной версии обзора:

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ 16.03.2009-22.03.2009
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА НЕДЕЛИ
РОССИЯ И США: ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОМБИНАЦИИ НА ГЛОБАЛЬНОМ ПОЛУ ДВУСТОРОННЕЙ ИГРЫ
«ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ВОПРОС»: СОХРАНЕНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
ГРОЗЫ ФРАГМЕНТАЦИИ ВЛАСТИ НА УКРАИНЕ
СРЕДНЕСТРОЧНЫЕ ТРЕНДЫ БЕЛОРУССКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ: БАЛАНСИРОВАНИЕ МЕЖДУ РФ И ЕС
РОССИЯ «ЗОНДИРУЕТ» ПОЧВУ НА АФГАНИСТАНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

По вопросам подписки на обзор обращайтесь в Управление внешних связей ЦПКР по телефону 8-495-7480809

КОНТАКТЫ

+7 (495) 748-08-09

[email protected]
Схема проезда

Новости часа
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги