О компании Продукты Услуги Календарь событий Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
О компании
ФНЭБ


Госдума
19.04.2009
21.04.2009
23.04.2009
23.04.2009
26.04.2009 
Главная \ Аналитические комментарии \ Губернаторы критикуют антикризисные меры правительства: региональная политика с 30 марта по 5 апреля 2009 года
Губернаторы критикуют антикризисные меры правительства: региональная политика с 30 марта по 5 апреля 2009 года

На минувшей неделе в Государственную Думу РФ поступили первые предложения из 39 регионов, касающиеся возможного совершенствования антикризисной программы федерального правительства. Инициатором дискуссии выступил Центр: Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал, что в обсуждении и проведении в жизнь принимаемых решений должны участвовать чиновники и федерального, и регионального уровней, тем более, что от действий последних напрямую зависит оперативность воздействия на ситуацию на местах. Главы регионов настроены достаточно критично: так, в ходе обсуждения мер по преодолению кризиса с первым вице-премьером Виктором Зубковым губернаторы Северо-Западного федерального округа заявили о недостаточной эффективности реализации финансовой составляющей плана помощи субъектам РФ. Руководитель Ленинградской области Валерий Сердюков, в частности, высказался о том, что средства, которые выделило федеральное правительство на борьбу с кризисом, не дошли до регионов: «Ни одно предприятие пока не получило кредит — они просто не могут собрать денег на кредитные залоги».

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, хотя и назвала антикризисную программу «системным комплексным документом», предложила ее доработать, так как пока не обеспечены доступность кредитов бизнесу и стимулирование потребительского спроса. Наконец, глава администрации Калининградской области Георгий Боос выступил категорически против заявленного правительством сокращения финансирования инфраструктурных проектов, в частности, строительства дорог.

Большую свободу для выражения критических замечаний и предложений предоставляет и формат обсуждения антикризисной программы: региональные администрации направляют свои соображения на рассмотрение депутатов Госдумы, которые, в свою очередь, в случае целесообразности, могут выступить с соответствующими законодательными инициативами. На практике подобные шаги вряд ли будут носить систематический характер: приоритетом выступает законодательная работа, связанная с формированием нормативной базы для уже озвученных президентом и премьер-министром решений. Однако символический момент, связанный с организацией «пространства диалога», очень важен. Дмитрий Медведев неоднократно высказывался за большую «прозрачность» процесса принятия решений, кроме того, для федеральной власти весьма актуальна задача адекватного разъяснения содержания антикризисных мер населению: помимо «социальной» работы политических партий (в первую очередь «Единой России»), этому отчасти способствует и широкое освещение разнообразных дискуссий в СМИ.

Региональные предложения относительно мер по преодолению последствий экономического кризиса отличаются разнообразием. Так, популярной идеей стало перераспределение полномочий. Руководство Калининградской области выступило с предложением о введении «прямого подчинения высшему должностному лицу субъекта РФ ряда территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с передачей соответствующих полномочий на уровень субъекта». Еще одна, не менее «радикальная» инициатива касается формирования правительств субъектов РФ: по мнению руководства Калининградской области, право распределение портфелей региональных министров должна получить партия, имеющая большинство мест в парламенте этого субъекта. Очевидно, в данном случае речь не идет о борьбе с кризисом, скорее, представители региональной власти стремятся использовать ситуацию для того, чтобы продемонстрировать свою политическую активность и высказать идеи, созвучные их интересам.

Стремление к расширению полномочий прослеживается и в других «антикризисных» предложениях. Так, от Республики Марий Эл поступило предложение о том, чтобы в текущем году банкротство предприятий-должников, зарегистрированных в регионе, происходило только с согласия главы субъекта федерации. А в Ивановской области сочли необходимым установить контроль за государственными финансами, направленными на укрепление банковского сектора с целью их дальнейшего продвижения в реальный сектор (предоставление местному филиалу Сбербанка 4 млрд. руб., при возможности регионального кураторства над процессом их использования). Весьма популярно и требование более жесткого контроля за деятельностью банков и установлением банковских ставок.

Обсуждение антикризисной программы правительства идет не только на сугубо региональном уровне: представители различных межтерриториальных ассоциаций также выдвигают свои предложения. В ходе встречи с вице-премьером Сергеем Ивановым губернатор Новосибирской области и руководитель Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Виктор Толоконский внес предложение по ускорению процесса принятия антикризисных решений путем «быстрого внесения изменений в законодательства и нормативно-правовые акты», а глава администрации Кемеровской области Аман Тулеев указал на необходимость более эффективного сдерживания энерготарифов. Подобные замечания носят рекомендательный характер, однако круг обсуждения символичен: межрегиональные ассоциации выступают одним из важнейших механизмов лоббирования интересов региональных элит.

Лоббизм, понимаемый как целенаправленное воздействие на органы государственной власти с целью оказания влияния на процесс принятия решений, – неотъемлемая часть отношений между регионами и Центром. В этом смысле уместно говорить о региональном лоббизме в масштабе федерации, который существует наряду с отраслевым, корпоративным, парламентским лоббизмом. Отдельно стоит рассмотреть механизмы продвижения бизнес-интересов на уровне субъектов федерации.

Отраслевой лоббизм промышленных регионов на уровне «федерации» еще в советское время выступал одним из ключевых факторов, определявших возможности для формирования местного бюджета, степень снабжения и развития социальной сферы. «Компенсацией» за финансовую и материальную поддержку от «профильного» ведомства становилось предоставление режима «наибольшего благоприятствования» для развития «опорных» предприятий со стороны региональных администраций.

Основные элементы этого механизма взаимодействия по линии «Центр – регионы» сохранились и в современной России. Федеральная финансовая поддержка (через целевые программы, трансферты, субсидии) и в докризисное время выступала важнейшим фактором экономического развития и социальной стабильности. Многие российские регионы ориентированы, в основном, на те производства, которые базируются на их территории (Свердловская, Вологодская, Самарская, Кемеровская области и пр.), и в данном случае интересы отраслевых лоббистов тесно связаны с приоритетами глав администраций (например, угледобывающая и машиностроительная ориентация Ростовской области дает ее руководству «приоритетных» союзников в лице соответствующих ведомств; тогда как интересы регионов Западной Сибири соответствуют интересам лоббистов компаний, работающих в топливно-энергетическом комплексе). Важнейшим каналом «продвижения» региональных интересов выступает взаимодействие со структурами федеральной законодательной власти, особенно это касается Совета Федерации.

На минувшей неделе завершился первый этап передела сфер влияния в топливно-энергетическом комплексе Башкирии: холдинг АФК «Система» объявил о покупке мажоритарных пакетов акций в шести ведущих предприятиях экономики республики. Речь идет о долях в ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Новойл», ОАО «Уфаоргсинтез», ОАО «Уфимский НПЗ» и ОАО «Башкирнефтепродукт». Сумма сделки составила ,5 млрд.

Продажа ключевых активов, которые контролировались, по всей видимости, сыном президента Башкирии Уралом Рахимовым через дочерние структуры ООО «Башкирский капитал», актуализирует вопрос о перспективах смены власти в республике. Приоритетам Центра соответствует выдвижение на пост президента Башкирии кандидата, известного в регионе, но не имеющего тесных связей с «кланом Рахимова» и способного обеспечить реализацию экономических интересов федеральных компаний. В этом контексте стоит учесть, что описанная сделка может быть лишь частью процесса масштабного перераспределения собственности: не исключено, что холдинг Владимира Евтушенкова выступает лишь посредником в «большой игре».

Проблемы бюджетной обеспеченности деятельности органов местного самоуправления на минувшей неделе опять оказались в центре внимания власти и экспертного сообщества. 3 апреля в Ярославле состоялось годовое Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России. А несколькими днями ранее на антикризисном совещании под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова губернатор Тульской области Вячеслав Дудка выступил с весьма показательным предложением по изменению характера финансовых отношений между администрациями субъектов федерации и муниципальными образованиями, находящимися на их территории. Речь идет о внесении поправок в Бюджетный кодекс: статью 168.2 было предложено дополнить нормой, предоставляющей исполнительной власти региона право вводить временную финансовую администрацию в муниципальном образовании при просроченной задолженности более 30% от объема его доходов в отчетном году без соответствующего решения регионального арбитражного суда.

Востребованная модернизация жилищно-коммунального хозяйства в ряде регионов оказалось под угрозой: на минувшей неделе правление Фонда содействия реформированию ЖКХ приняло решение о приостановлении финансирования адресных программ капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилого фонда, реализуемых в 21 субъекте РФ.

Основанием для такого решения стали нарушения, связанные с несоблюдением требований федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», касающихся долевого финансирования адресных программ. Доля софинансирования адресных программ в ряде регионов оказалась ниже, чем требуется по закону.

Среди территорий, руководство которых допустило наиболее значительное недофинансирование региональной доли - Орловская, Псковская и Волгоградская области, Красноярский и Краснодарский края, Адыгея, Северная Осетия, Дагестан, Удмуртия, Тува, Калмыкия и Карачаево-Черкесия (в каждом случае речь идет о нескольких миллиардах рублей). Нарушения были выявлены в ходе рассмотрения отчетов, предоставленных администрациями субъектов федерации.

На сайте публикуется фрагмент из еженедельного аналитического обзора Центра политической конъюнктуры России "Регионы России: выборы, собственность, власть"

В полной версии обзора:

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ 30.03.2009-05.04.2009
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА НЕДЕЛИ
ДИСКУССИЯ ОБ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕРАХ: РЕГИОНАМ НУЖНЫ ДЕНЬГИ И ПОЛНОМОЧИЯ
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
«РЕГИОНАЛЬНОГО» и «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО» ЛОББИЗМА: АНТИКРИЗИСНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
БОРЬБА ЗА НЕФТЬ БАШКИРИИ: «БОЛЬШАЯ ИГРА» ЕЩЕ ВПЕРЕДИ?
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: КТО РЕШАЕТ ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС?
РЕФОРМА ЖКХ
: КРИЗИС РЕГИОНАЛЬНЫХ НЕПЛАТЕЖЕЙ?

По вопросам подписки на обзор обращайтесь в Управление внешних связей ЦПКР по телефону 8-495-7480809

КОНТАКТЫ

+7 (495) 748-08-09

[email protected]
Схема проезда

Новости часа
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги