О компании Продукты Услуги События Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
О компании
ФНЭБ


Госдума
07.11.2009
07.11.2009
08.11.2009
08.11.2009
12.11.09
 
Новости дня:
21:45  Вирус гриппа A/H1N1 не мутировал           20:39  Названа зарплата Николя Саркози           20:22  Лукашенко пожалел Тимошенко           19:58  Лукашенко не боится свиного гриппа           19:35  Лукашенко: кризиса в отношениях с РФ нет          
 
Главная \ Аналитические комментарии \ "Отставка "начальника Чукотки" и продолжение федеральных реформ": региональная политика с 30 июня по 6 июля 2008 года
"Отставка "начальника Чукотки" и продолжение федеральных реформ": региональная политика с 30 июня по 6 июля 2008 года

Ожидаемое кадровое решение принял на минувшей неделе Президент РФ: 3 июля Дмитрий Медведев досрочно прекратил полномочия Романа Абрамовича на посту губернатора Чукотского автономного округа (ЧАО).

Желание покинуть пост в связи с выполнением возложенных на него задач миллиардер открыто изъявил еще осенью 2006 г., однако 10 февраля прошлого года после закрытой встречи Абрамовича с тогдашним главой государства Владимиром Путиным стало известно, что работа чукотской администрации оценена высоко, и главе региона рекомендовано продолжить работу по экономическому «подъему» депрессивной территории. Тогда же, вероятно, была достигнута договоренность о том, что вновь ставить вопрос об отставке «начальника Чукотки» целесообразно лишь после завершения президентской кампании-2008. Не исключено также, что освобождение от губернаторской должности стало своеобразной «наградой» Романа Абрамовича за успешное выступление фактически патронируемой им российской сборной на чемпионате Европы.

В 2000 г., когда один из самых известных российских «олигархов» после консультаций с представителями Администрации президента выдвинул свою кандидатуру на пост главы ЧАО, основной задачей его управленческой «команды» (именно ее члены выполняют руководящую роль в отсутствие формального главы региона, постоянно проживающего в Лондоне) был вывод Чукотки из экономического кризиса. К настоящему времени цель достигнута, о чем наглядно свидетельствуют статистические показатели. По предварительной оценке, в 2008 г. валовой региональный продукт в текущих основных ценах составит 23,3 млрд. рублей. Рост реального объема ВРП по отношению к прошлому году, по официальным данным, обеспечивается за счет увеличения добычи полезных ископаемых (базовый вид деятельности в экономике региона). Оценка перспективы вполне благоприятна: в связи с началом производственной добычи на месторождении Купол объем добываемого золота в округе, по прогнозам сформированной Абрамовичем администрации, увеличится с 4,4 тонн в 2007 до 14 тонн в 2008 г., серебра – с 9,4 до 20 тонн. Важным направлением работы управленческой «команды» остается повышение качества жизни населения: в текущем году в Чукотском АО действуют 26 целевых программ с объемом финансирования за счет средств окружного бюджета 2,7 млрд. рублей (этот показатель превышает уровень 2007 г. на 53%). Работу чукотской администрации высоко оценил и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Олег Сафонов, посетивший регион в середине июня.

Проблемы в развитии округа связаны с негативными факторами, действующими на территории Дальнего Востока в целом. Речь идет о неразвитости инфраструктуры, отсутствии качественных дорог, нерешенности вопроса с тарифами на авиаперевозки.

До 2006 г. главным «донором» бюджета округа была «Сибнефть», основным владельцем которой оставался Роман Абрамович до продажи компании «Газпрому». Налоги от аффилированных с «Сибнефтью» компаний составляли, по разным данным, от 60 до 80% поступлений в региональный бюджет. После того, как бизнес-структура, переименованная в «Газпромнефть», была перерегистрирована в Санкт-Петербурге, перспективы развития ЧАО стали зависеть от разработанной администрацией Романа Абрамовича программы «Стратегия экономического развития Чукотского АО до 2020 года» (представлена на рассмотрение в правительство).

Согласно «Стратегии экономического развития ЧАО до 2020 года», администрация Романа Абрамовича предлагает правительству рассмотреть три возможных варианта «антикризисного» управления округом. Первый предусматривает создание в Заполярье национального парка-заповедника и выведение промышленного производства в два района Чукотки. Второй сценарий отдает приоритет привлечению инвестиций в развитие существующих предприятий без масштабной модернизации, однако в программе отмечено, что в этом случае региону со временем потребуется более значительный объем финансовых вложений, источник которых пока не известен. Наконец, третий вариант предполагает резкое усиление экономической активности и преодоление дотационности бюджета за счет интенсивного привлечения инвестиций в геологоразведку, теплоэнергетику, транспорт, добычу полезных ископаемых, глубокую переработку продуктов оленеводства и морских зверобойных промыслов. Этот сценарий с точки зрения чукотской администрации является предпочтительным.

«Переходный» период в ходе реформы игорной отрасли может быть увеличен. На минувшей неделе депутат Александр Попов (фракция «Единая Россия») внес на рассмотрение Госдумы законопроект, предполагающий перенос срока окончательного перемещения игорных заведений в специальные региональные зоны на 3 года (до 1 июля 2012 г.). Кроме того, законопроект предусматривает передачу правительству РФ права принятия решений о создании игорных зон на территории других субъектов федерации (по ходатайству последних), а не только тех, что установлены действующим законодательством.

Основанием для переноса сроков проведения реформы, по мнению Попова, является неготовность регионов к реализации уже утвержденных проектов ОЭЗ: на данном этапе зоны представляют собой «земельные участки, на которых отсутствуют объекты инфраструктуры, минимально необходимые для осуществления данного вида деятельности». Руководство фракции идею депутата пока не поддержало, комментарии «единороссов» подчеркивают, что законопроект – частное мнение, а не партийная инициатива.

Согласно федеральному закону о госрегулировании деятельности по организации азартных игр до 1 июля 2009 года все игорные заведения должны быть перемещены в 4 особые зоны: на территории Калининградской области (ОЭЗ «Янтарная»), Республики Алтай («Сибирская монета»), на границе Ростовской области и Краснодарского края («Азов-сити») и в Приморском крае. Положение о создании игорных зон было утверждено правительством России летом 2007 года, подписаны и три распоряжения премьер-министра о реализации упомянутых проектов (за исключением Приморья).

Основное обоснование необходимости создания игорных ОЭЗ состоит в экономической привлекательности подобных проектов для регионов. Речь идет о привлечении значительных инвестиций, развитии транспортной и туристической инфраструктуры, создании новых рабочих мест. Немаловажным фактором выступает и возможность более эффективно контролировать деятельность игорных заведений в том случае, когда они сосредоточены в одном районе. Ответственность за ситуацию в сфере безопасности и предотвращение роста преступности возлагается на местные власти.

Проведение реформы игровой отрасли предполагает два этапа.

Экологический аспект подготовки к Олимпиаде-2014 на минувшей неделе приобрел особую актуальность. Премьер-министр Владимир Путин на совещании по проблемам соблюдения экологических требований при подготовке к Играм высказался за изменение месторасположения ряда олимпийских объектов в связи с поиском «компромисса между необходимостью развития инфраструктуры и сохранением природы». Это предложение стало ответом на многочисленные заявления и обращения в МОК членов российских и международных экологических организаций, выступавших против размещения санно-бобслейной трассы и других объектов на Грушевом хребте (находится вблизи включенного во Всемирное природное наследие ЮНЕСКО природоохранного заповедника «Западный Кавказ»). Всего к 2014 году должно быть построено 243 объекта, общие затраты на подготовку к Олимпиаде, согласно утвержденному правительством плану, достигнут 316 млрд. рублей.

Обсуждение перспектив воплощения в жизнь концепции реформы местного самоуправления приобрело особую актуальность на минувшей неделе. В Госдуме состоялся «круглый стол», в ходе которого депутаты, представители правительства и регионов обсуждали, смогут ли муниципальные образования с 1 января 2009 года самостоятельно выполнять весь объем возлагаемых на них полномочий. А в Саратове прошло заседание совета при полномочном представителе президента РФ в Приволжском федеральном округе, участники которого (из числа региональных глав) предложили отложить вступление в силу закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». Главным обоснованием стало отсутствие у муниципалитетов средств, необходимых для преобразований (оформление земель и пр.) и исполнения всех передаваемых по закону полномочий. Представители Минэкономразвития с отсрочкой не согласились: «продолжать править закон больше нельзя, иначе придется переделывать его заново».

Между тем проблема недостаточной бюджетной обеспеченности деятельности органов МСУ объективно существует.

Мэр Москвы Юрий Лужков усиливает PR-активность на актуальном направлении российской внешней политики. Речь идет об отношениях с Украиной: столичный градоначальник уже в течение нескольких месяцев резко негативно оценивает позицию соседнего государства в ситуации, которая сложилась вокруг статуса и перспектив размещения Черноморского флота в «городе русских моряков» - Севастополе. В мае Лужков публично подчеркнул, что вопрос о государственной принадлежности Севастополя остался нерешенным, после чего был объявлен на Украине «персоной нон грата». Показательно, что МИД РФ выступил в защиту мэра Москвы, расценив эту реакцию как недружественный шаг, идущий вразрез с обоюдными усилиями по выстраиванию атмосферы доверия и взаимопонимания в российско-украинских отношениях.

КОНТАКТЫ

+7 (495) 748-08-09

[email protected]
Схема проезда

ПРОДУКТЫ

Аналитическая серия

Еженедельные обзоры

Региональные обзоры

Аналитические доклады
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги