О компании Продукты Услуги Календарь событий Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
О компании
ФНЭБ
30.06.2008
01.07.2008
02.07.2008
03.07.2008
14.06.08 
Главная \ Аналитические комментарии \ Реформа института полпредов и кадровые вопросы: региональная политика с 7 по 13 апреля 2008 года
Реформа института полпредов и кадровые вопросы: региональная политика с 7 по 13 апреля 2008 года

На минувшей неделе в экспертном сообществе и СМИ возобновилась дискуссия о перспективах продолжения административной реформы после вступления Дмитрия Медведева в должность главы государства. Речь шла о реформе института полпредов президента в федеральных округах, который сегодня является едва ли не самым слабым «звеном» вертикали власти и, по сути, дублирует территориальные органы федеральных министерств.

Вопрос о целесообразности существования полпредов и их реальной роли в политической системе обсуждается уже несколько лет, немало сторонников и у сценария «кардинального» решения вопроса. Одна из концепций предполагает создание в правительстве должности «регионального» вице-премьера и трудоустройство действующих полпредов в различные министерства. Однако даже в случае «радикальной» реформы мониторинг ситуации «на местах», так или иначе, останется в компетенции федеральных чиновников, работающих в регионах, и на данном этапе речи об упразднении института представителей президента не идет.

Вместе с тем, изменение статуса полпредов – процесс объективно необходимый: цели, поставленные перед ними во время проведения федеративной реформы 2000 г., более не актуальны. Востребованность реформы обусловлена также сменой первого лица государства: действующих полпредов назначал Владимир Путин. Наконец, новые приоритеты курса Центра и, в частности, работы федеральных структур в регионах, задает «Стратегия развития России до 2020 г.», которая разрабатывается правительством. Документ определяет приоритеты развития для всех отраслей экономики и предусматривает создание новых административно-территориальных единиц – макрорегионов, каждый из которых будет иметь свою экономическую специализацию (Центральный и Северо-Западный – наука и промышленность, туризм, Север и Сибирь – добыча сырья и пр.). Предполагается, что подобных макрорегионов будет 10. Однако в рамках существующей институциональной структуры воплотить этот проект в жизнь без ухудшения управляемости вряд ли удастся: необходимы связанные с экономической децентрализацией политические преобразования. Одним из них, вероятно, станет, реформа института полпредов.

Одна из основных задач полпредств - приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным – к 2003 г. была фактически решена (лишь руководству Татарстана во главе с Минтимером Шаймиевым с помощью судебной волокиты удалось затянуть процесс внесения поправок в нормативные акты субъекта до 2004 г.). Возвращение ряда регионов в общефедеральное конституционное пространство было, скорее, технической процедурой, поскольку национальные элиты, например, Татарстана или Башкирии в полной мере не являлись сторонниками сепаратизма.

Угроза нарушения территориальной целостности России была ликвидирована еще в начале 1990-х гг., и единственной проблемной территорией, с этой точки зрения, долгое время оставалась Чеченская республика. Новый федеральный закон, устанавливающий порядок разграничения полномочий и предполагающий трехлетний срок на приведение договоров в соответствие с федеральным законодательством, был принят еще в 1999 г. Это автоматически нивелировало многие важные полномочия региональных властей (прежде всего, в республиках), которые входили в противоречие с нормами «общероссийского» права. Таким образом, речь шла лишь о проведении в жизнь уже существующих конституционных положений, что зачастую не удавалось достигнуть федеральной власти на предыдущих этапах.

Контроль политической ситуации в регионах с целью поддержания политической стабильности и урегулирования внутриэлитных конфликтов должен был стать вторым (после законодательного) направлением деятельности полпредств. Однако в этой сфере эффективности использования предоставляемых Центром ресурсом добиться не удалось.

На минувшей неделе важные кадровые изменения произошли в руководстве Башкирии. Премьер-министр республики Рафаэль Байдавлетов, занимавший эту должность более 9 лет, указом президента РБ Муртазы Рахимова был награжден «за многолетний добросовестный труд» орденом Салавата Юлаева и ушел в отставку, перейдя на «запасной аэродром» в Совет Федерации. Его преемником на посту главы правительства стал министр имущественных отношений Раиль Сарбаев, кандидатура которого была утверждена большинством голосов на сессии Госсобрания Башкирии 10 апреля.

Перестановки в правительстве Башкирии – первый открытый «сигнал» о начале смены власти в республике. Центр заинтересован в смене Муртазы Рахимова, при котором ключевые активы республиканского топливно-энергетического комплекса перешли под контроль «семейного» клана. Сложность в решении кадрового вопроса связана как с отсутствием широкого федерального «резерва» (это общая проблема системы назначения губернаторов), так и с необходимостью учета «национальной» специфики богатого ресурсами субъекта. Именно контроль над основными экономическими активами выступает в Башкирии наиболее значимым властным ресурсом, и с этой точки зрения личность премьер-министра первостепенного значения не имеет: важнее, какая группа интересов будет основным игроком в топливной энергетике.

Стратегическая важность контроля над активами башкирского ТЭК обусловлена как масштабом производства, так и тем, что нефтеперерабатывающие заводы республики остаются одними из немногих российских предприятий отрасли, не входящих в структуру вертикально интегрированных компаний и предоставляющих услуги по переработке «чужой» нефти. Нефтеперерабатывающий комплекс Башкирии — крупнейший в Европе, через НПЗ республики проходит около шестой части нефти в стране – он лидирует в России по объемам и глубине нефтепереработки (при среднероссийском уровне 72% она составляет здесь 76,4-80,3%, а совокупные нефтеперерабатывающие мощности - до 40 млн. тонн сырья в год), производя около 13% отечественного бензина и дизельного топлива (данные Центра макроэкономических исследований БДО «Юникон»). С экономической точки зрения регион остается одним из самых привлекательных «активов» в отрасли.

При этом добываемой на территории республики нефти на НПЗ Башкирии поступает не так много: независимые компании, поставляющие на заводы «черное золото» и забирающие готовые нефтепродукты (так называемые «давальцы») направляют башкирскую нефть на переработку в смеси с западносибирской. Это обусловлено небольшим объемом и низким качеством добываемого на территории республики сырья.

Подготовка к смене власти в Башкирии активизировала обсуждение грядущего ухода со своих постов других губернаторов «ельцинского призыва». Среди обсуждаемых кандидатов на «почетную пенсию» -Минтимер Шаймиев (Татарстан), Юрий Лужков (Москва), Эдуард Россель (Свердловская область), Егор Строев (Орловская область).

Новая волна слухов об отставке Эдуарда Росселя пока фактического подтверждения не получила. Не дает оснований для подобных прогнозов и картина региональной политической жизни: губернатор Россель, занимавший различные руководящие посты в области с 1990 г., остается доминирующей фигурой и в целом контролирует политическое пространство. О серьезных противоречиях между «командой» Росселя и федеральной властью уже долгое время говорить не приходится: конфликт, связанный с претензиями на излишнюю политическую самостоятельность, относится к началу 1990-х гг. (попытка провозглашения Уральской республики в 1993 г.).

Выдвижение кандидатов на пост мэра Владивостока на минувшей неделе завершилось сенсацией: по решению избирательной комиссии число участников сократилось вдвое, с 18 до 9 человек. Еще девяти претендентам, которые уже внесли избирательный залог в сумме 1 млн. рублей, комиссия отказала в регистрации на основании «ненадлежащего представления документов». Напомним, выборы пройдут 18 мая.

Наиболее известными «пострадавшими» стали трое зарегистрированных еще 2 апреля кандидатов (главный редактор газеты «Далекая окраина» Владимир Гильгенберг, предприниматель Сергей Татарников и токарь из Екатеринбурга Виктор Черепков), а также депутат гордумы от «Справедливой России» Николай Марковцев и экс-мэр Владивостока Виктор Черепков. Сняты с выборов и два «двойника» кандидата от «партии власти» Игоря Пушкарева. Среди тех, кто продолжит борьбу за пост мэра столицы Приморья - три выдвиженца политических партий: представляющий Приморский край в Совете Федерации Игорь Пушкарев (кандидата выдвинула «Единая Россия», поддерживает также «Справедливая Россия»), президент ДВГТУ Геннадий Турмов (КПРФ), депутат гордумы Александр Баранов (ЛДПР).

Минувшая неделя ознаменовалась началом нового этапа экономического развития Республики Тыва: была добыта первая тонна угля на крупнейшем в мире Элегестском месторождении коксующихся углей. Еще в марте прошлого года правительственная комиссия одобрила проект освоения этого месторождения с участием средств инвестиционного фонда. Проект направлен также на решение актуальных инфраструктурных задач: предусматривается строительство железнодорожной линии от тувинской столицы Кызыла до расположенной в Красноярском крае станции Курагино.

Пропускная способность этой первой в республике железной дороги будет достигать 30 млн тонн в год, протяженность - 460 км. Железнодорожная «ветка» необходима для освоения минерально-сырьевой базы Тувы, в первую очередь, Элегестского месторождения. Объем финансирования - 131,6 млрд рублей, в том числе доля инвестиционного фонда - 37,7% («Енисейская промышленная компания» готова вложить в разработку этого месторождения 38 млрд рублей, а на реализацию проекта по строительству железной дороги компания планирует направить 49 млрд рублей и столько же – инвестфонд). Проект планируется завершить в 2011 году.

Новости часа
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги