О компании Продукты Услуги События Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
О компании
ФНЭБ


Госдума
07.11.2009
07.11.2009
08.11.2009
08.11.2009
12.11.09
 
Новости дня:
22:04  Главу МИД РФ изумила Польша           21:45  Вирус гриппа A/H1N1 не мутировал           20:39  Названа зарплата Николя Саркози           20:22  Лукашенко пожалел Тимошенко           19:58  Лукашенко не боится свиного гриппа          
 
Главная \ Аналитические комментарии \ В поисках компромисса: управление национальными республиками и земельный вопрос в Сочи. Региональная политика с 9 по 15 июня 2008 года
В поисках компромисса: управление национальными республиками и земельный вопрос в Сочи. Региональная политика с 9 по 15 июня 2008 года

На минувшей неделе приобрела звучание дискуссия о перспективах изменения порядка управления национальными республиками в составе федерации. Обсуждение началось с публикации в одной из московских газет материала о том, что после внесения соответствующих изменений в конституцию республики Госсовет Татарстана должен был быть досрочно распущен. Потенциальным главой заксобрания после выборов 12 октября СМИ назвало нынешнего президента РТ Минтимера Шаймиева. Наиболее влиятельным лицом в республике в этом случае стал бы председатель правительства, который назначался бы депутатами по представлению Президента РФ. Аналогичные изменения в дальнейшем распространялись бы на все национальные республики.

Материал вызвал широкий резонанс и во властных структурах Татарстана, и в экспертном сообществе. Руководство Госсовета республики уже на следующий день после публикации официально опровергло сведения о возможном упразднении поста президента, подтвердив, что Минтимер Шаймиев в ближайшее время покидать свой пост не намерен. Вполне вероятно, что июльская сессия Госсовета кадровых перестановок не повлечет. Однако вопрос о перспективе реформирования сложившейся системы отношений между Центром и руководством национальных республик остается на повестке дня. Получение новых рычагов влияния на ситуацию в регионах, претендующих на «особый» статус, отвечает задачам федерального Центра, тем более, что в наиболее богатых ресурсами республиках (Татарстан, Башкирия, Якутия) «расстановка сил» не вполне «прозрачна» и контролируется местными кланами.

Можно выделить несколько ключевых факторов, потенциально способствующих преобразованиям в рассматриваемой сфере. Во-первых, это необходимость повысить качество управления и обеспечить эффективный контроль над деятельностью региональной исполнительной власти. Проблема обсуждалась в Администрации президента РФ еще с 1996 г., и до сих пор полностью не решена. В середине 1990-х гг. речь шла о переходе от схемы «каждому региону – свой представитель президента» к укрупненному представительству. Эта идея воплотилась в жизнь с приходом на пост главы государства Владимира Путина и учреждением в мае 2000 г. 7 федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский (позже переименован в Южный), Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный). Также в ходе связанных с федеративной реформой преобразований главы регионов лишились сенаторской неприкосновенности. Предполагалось, что полномочные представители президента, на которых, помимо прочего, были возложены функции координации деятельности территориальных подразделений органов федеральной власти и обеспечение реализации федеральных проектов, будут способствовать поддержанию политической стабильности и урегулированию внутриэлитных конфликтов. Основные контролирующие полномочия были переданы главным федеральным инспекторам. Однако в полной мере с этими функциями ни полпреды, ни инспекторы не справились, столкнувшись с кадровыми проблемами и не сумев реализовать полученный от Центра ресурсный потенциал. В дальнейшем это способствовало принятию «радикальных» мер по укреплению «вертикали власти» - изменению порядка наделения полномочиями региональных глав.

Во-вторых, важным фактором выступает кадровая политика. При нормативно закрепленном «равноправии» субъектов де-факто РФ асимметрична, и речь идет о стремлении Центра гарантировать лояльность руководителей «национальных» субъектов при снижении их политического веса и претензий на «особый» статус в рамках федерации (ситуация в Чечне требует отдельного рассмотрения). В большинстве случаев это предполагает смену действующей власти. Однако при сохранении существующей системы управления при решении кадровых вопросов Москве в большинстве случаев приходится идти на компромисс, согласовывая кандидатуру потенциального главы республики с местными элитами.

На минувшей неделе появились новые перспективы в процессе переселения жителей Сочи и освобождения земельных участков для строительства олимпийских объектов. В Госдуму внесен законопроект, согласно которому федеральные земли могут быть переданы Краснодарскому краю для компенсации переселенцам с «олимпийских» земель.

Ранее министр регионального развития Дмитрий Козак неоднократно подчеркивал, что выкуп у граждан земли, необходимой для реализации плана подготовки к Играм, будет производиться «по справедливой рыночной цене». Это заявление было призвано успокоить общественное мнение: согласно законодательству, для строительства объектов, имеющих статус олимпийских (это все спортивные объекты и часть инфраструктурных) предусмотрено изъятие земель по упрощенной схеме. Проблема соблюдения интересов местных жителей, которые в ходе подготовки к масштабному спортивному событию будут вынуждены сменить место жительство или лишатся имущества, вызывает рост протестных настроений в крае, что в перспективе может привести к снижению политического «рейтинга» как региональной, так и федеральной власти.

Олимпийские объекты будут расположены на 4 тыс. 232 га земли, 679 из которых сейчас находятся в частной собственности граждан и организаций. Объекты будут построены не во всех районах Сочи, а только на территории Адлера, Красной поляны и Имеретинской долины: такие популярные округа, как Дагомыс и Центральные районы, строительством затронуты не будут. Освободить предполагается 315 участков, на переселение граждан, по данным Минрегионразвития, выделено 80 млрд. руб.

Сочи - особо охраняемая территория федерального значения, которая находится в федеральной собственности с начала 1990-х гг. Соответственно, местные власти не имели полномочий распоряжаться данной землей и проводить сделки купли-продажи. Принятие закона о резервировании земель для государственных нужд устранило необходимость юридических согласований: предоставление необходимых участков для деятельности госкорпорации «Олимпстрой» гарантировано. Вполне закономерно, что этот шаг был сделан в первую очередь: вопрос выделения земельных участков под строительство является ключевым для реализации любых, особенно масштабных, инфраструктурных проектов (стоимость этой части подготовительного этапа обычно составляет порядка 30% сметы).

Губернатор Приморского края Сергей Дарькин на минувшей неделе объявил о завершении курса лечения в ЦКБ и готовности вернуться к исполнению служебных обязанностей. 14 мая в рамках расследования уголовного дела о злоупотреблениях при приватизации государственной недвижимости губернатор Дарькин был вызван на допрос, в его доме и рабочем кабинете прошли обыски. Вслед за этим глава региона был госпитализирован с диагнозом «предынфарктное состояние» в центр кардиохирургии во Владивостоке, но уже 16 мая вылетел в Москву, как сообщили СМИ в краевой администрации, «для дальнейшего обследования и лечения». После этого прошли обыски в офисах рыбодобывающей компании «Ролиз» и банка «Приморье», совладельцем которых является супруга губернатора Лариса Белоброва. На фоне этих событий, а также расследования целого ряда уголовных дел против чиновников приморской администрации, в СМИ начали распространяться слухи о готовящейся отставке Дарькина с губернаторского поста.

Минобороны РФ на минувшей неделе впервые озвучило позицию Центра по поводу конфликта между чеченскими правоохранительными органами, деятельность которых контролирует Рамзан Кадыров, и дислоцированными в регионе федеральными подразделениями. Генштаб РФ в лице начальника главного управления боевой подготовки и службы войск вооруженных сил РФ генерал-лейтенанта Владимира Шаманова подтвердил, что батальоны «Восток» и «Запад», действующие на территории Чечни на постоянной основе (входят в состав 42-й мотострелковой дивизии), расформировывать не планируется.

Эти подразделения – единственные действующие автономно от руководства республики «силовые» структуры, сформированные из чеченцев. Их сохранение в Чечне – важный имиджевый шаг для федерального Центра, который стремится (в том числе символически) сохранять контроль над ситуацией в регионе. Однако дееспособность «Востока» и «Запада» на территории республики сегодня вызывает сомнения.

Командование «Запада» с апреля находится вне пределов Чечни (это подтверждал, в частности, заместитель военного комиссара республики Саид-Магомед Какиев), база «Востока» в Гудермесе блокирована, коммуникации (свет, вода, газ) периодически отключаются. На этом фоне есть основания полагать, что направление их деятельности существенно изменится: урегулировать противоречия между командованием «Востока» и руководством Чечни компромиссным путем вряд ли возможно.

На минувшей неделе Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал первые результаты исследовательского проекта «Свобода слова в российских регионах». Инициатором эксперимента по определению уровня свободы региональных СМИ стала Общественная палата (ОП): рассматриваемая инициатива была призвана, в первую очередь, подтвердить дееспособность данной структуры. Первые результаты исследования, хотя и не позволяют выявить действующие в общефедеральном масштабе закономерности в полном объеме, несомненно, заслуживают внимания.

В марте 2008 года на пленарном заседании Общественной Палаты выступил глава комиссии ОП по СМИ Павел Гусев и предложил расширить перечень критериев оценки работы региональных глав (сегодня их 43, они охватывают широкий круг вопросов, от экономики до демографии) и включить в него индекс свободы слова. «Мы разработали индекс свободы слова и предлагаем выйти с ним в Администрацию президента и правительство,— заявил он. — Губернатор должен быть заинтересован, чтобы этот индекс у него повышался, а значит, повышалась бы независимость прессы».

КОНТАКТЫ

+7 (495) 748-08-09

[email protected]
Схема проезда

ПРОДУКТЫ

Аналитическая серия

Еженедельные обзоры

Региональные обзоры

Аналитические доклады
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги