О компании Продукты Услуги Календарь событий Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
О компании
ФНЭБ
24.03.2009
26.03.2009
26.03.2009
27.03.2009
Главная \ Аналитические комментарии \ Антикризисные меры для властей разных уровней: региональная политика с 9 по 15 марта 2009 года
Антикризисные меры для властей разных уровней: региональная политика с 9 по 15 марта 2009 года

На минувшей неделе премьер-министр Владимир Путин провел в Новокузнецке правительственное совещание по вопросам регионального развития. В ходе совещания были озвучены планы по увеличению финансовой помощи субъектам РФ - ее общий объем вырастет на 300 млрд. рублей (дотации для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов в размере 150 млрд. руб. и дополнительные бюджетные кредиты сроком до 3-х лет в том же размере). На федеральном уровне подсчитали и объем дополнительных доходов, которые получат регионы вследствие принятых осенью прошлого года изменений в налоговое законодательство. С января в бюджеты субъектов зачисляется 100% акциза на бензин, затем будет перечисляться 0,5% налога на прибыль, что в совокупности принесет дополнительно около 100 млрд рублей в бюджеты «на местах». Кроме того, согласно принятым на федеральном уровне решениям, были пролонгированы выданные в прошлом году бюджетные кредиты на сумму 16,1 млрд. рублей (ранее такие кредиты выдавались только сроком на 1 год), а также снижены требования по уровню софинансирования расходов для получения федеральных субсидий.

Отметим, что с учетом принятого ранее решения о снятии ограничений по размеру предельного допустимого регионального долга, можно говорить о дополнительных угрозах экономической стабильностив случае, если администрации регионов будут проводить недостаточно сбалансированную бюджетную политику. Наконец, правительство одобрило также изменения в Бюджетном кодексе, расширяющие полномочия органов власти субъектов РФ по предоставлению финансовой помощи нуждающимся в ней муниципалитетам.

Проблему выпадающих доходов регионов это кардинальным образом не решает, но речь идет о существенных поддерживающих мерах. Ключевыми вопросами остаются эффективность финансового планирования на региональном уровне (в том числе эффективность расходов) и обеспечение целевого расходования средств.

Вполне предсказуемыми стали обозначенные премьер-министром ориентиры для работы региональных властей: Путин призвал губернаторов признать приоритетными статьями расходов выплату зарплаты бюджетникам, социальные обязательства, финансирование нацпроектов и программ поддержки занятости и малого бизнеса, а также подчеркнул, что региональные власти должны «сделать всё от них зависящее» для обеспечения платежеспособности муниципалитетов. Инвестиции в инфраструктурные проекты и строительство должны осуществляться по следующему принципу: завершение уже начатых проектов высокой степени готовности и реализация мер, которые обещают существенную экономию бюджетных средств в будущем, прежде всего в области энергосбережения в бюджетном секторе и жилищно-коммунальной сфере.

Весьма показательно, что именно выполнение социальных обязательств станет основным критерием при решении вопроса о возможности предоставления тому или иному субъекту РФ дополнительной финансовой помощи. Премьер-министр также акцентировал внимание на том, что «нельзя допустить ситуации неплатежей в экономике» и потребовал гарантии 100%-ной оплаты топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг государственными и муниципальными учреждениями. В условиях значительного сокращения федеральных финансовых резервов давление на администрации регионов усиливается: принимая меры для компенсации возможного бюджетного дефицита, Центр напоминает главам субъектов об ответственности за социально-экономическую ситуацию на местах.

Отметим, что ситуация в российской экономике демонстрирует некоторую положительную динамику по сравнению с показателями начала года: эту тенденцию озвучил первый вице-премьер Игорь Шувалов на Совете законодателей в Кремле 13 марта. Речь шла об «оживлении» в угольной и металлургической промышленности. Однако эту тенденцию пока вряд ли стоит считать устойчивой. На данном этапе действуют, преимущественно, два фактора. Во-первых, это весенний рост спроса со стороны заказчиков, выработавших все заготовленные ранее запасы сырья и комплектующих. Во-вторых - включение многих крупных предприятий в правительственный «системообразующий» список, что облегчило как привлечение кредитов от госбанков, так и расчет по прежним долгам.

Новую актуальность в свете преодоления последствий экономического кризиса на минувшей неделе получил процесс создания в регионах особых экономических зон (ОЭЗ). Как сообщил руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Андрей Алпатов, на федеральном уровне одобрены меры поддержки компаний - резидентов зон на период кризиса. В результате, как ожидается, число резидентов ОЭЗ в текущем году должно увеличиться более чем вдвое, достигнув 327. Напомним, что ряд антикризисных мер был предложен в конце 2008 г.: речь шла о том, чтобы облегчить участие в проектах по созданию «особых» зон для бизнес-игроков за счет снижения стоимости «входного билета» для промышленно-производственных зон с €10 млн. до €3 млн., разрешения на территории технико-внедренческих ОЭЗ серийного производства «технической» инновационной продукции и пр.

В российских регионах создаются особые экономические зоны нескольких типов.

Необходимость преодоления последствий масштабного экономического кризиса, в разной степени затронувшего все субъекты федерации, повлекла за собой определенные изменения в системе отношений между Центром и регионами. Роль глав региональных администраций, призванных обеспечивать политическую стабильность и контроль за ситуацией, в кризисных условиях заметно возросла, равно как и ответственность губернаторов за изменения социального самочувствия граждан и общее положение подведомственных территорий. Отмеченный в конце 2008 года рост социальной напряженности, сопровождавшийся протестными акциями, и экстренная разработка антикризисных мер на местном уровне объективно повышали неформальный политический статус губернаторского корпуса. В то же время, представители федеральной власти (президент, премьер-министр) регулярно высказывали недовольство неоперативностью и непроработанностью принимаемых на региональном уровне решений (в частности, это касалось программ регулирования ситуации в сфере занятости). После того, как предположения о качественном увеличении массовых акций протеста в регионах не оправдались, ожидания ротации губернаторов возросли. При этом главы ряда регионов продемонстрировали готовность к новому этапу «фронды» и стремление к самостоятельной политической «игре».

Подготовка к проведению Олимпийских игр 2014 г. в Сочи остается одним из актуальных направлений федеральной политики. На минувшей неделе представительная российская делегация приняла участие в крупнейшей международной выставке недвижимости MIPIM 2009. Основной целью стало привлечение иностранных инвесторов для строительства олимпийских проектов. Общий объем инвестиций в Сочи-2014, как заявил в ходе выставки губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, может составить млрд. Примерная стоимость строительства олимпийских объектов составляет, по официальным оценкам, около 1,3 трлн. руб. (за период 2008-2014 гг.), из которых 909 млрд. – вложения федерального бюджета. Однако говорить об окончательных оценках преждевременно: по целому ряду объектов проектно-сметная документация еще не составлена, трудно прогнозировать и влияние инфляции.

В условиях экономического кризиса на повестку дня, помимо обеспечения государственного финансирования, выходит вопрос о помощи уже работающим в Краснодарском крае инвесторам и поиске новых партнеров для проведения Олимпиады. Один из наиболее показательных примеров – ситуация, в которой оказался Олег Дерипаска: объем долгов контролируемых бизнесменом компаний превышает млрд., между тем дочерние структуры «Базэла» уже участвуют в строительстве основных олимпийских проектов: новый терминал международного аэропорта в Сочи, ряд автомобильных дорог, Олимпийская деревня, морской порт «Сочи Имеретинский» и др. При этом в каждом случае требуются значительные вложения: так, примерная стоимость проекта «Имеретинская Ривьера» на участке в 220 га (предусматривает строительство 1 млн. кв. м недвижимости, транспортного узла, стоянки для яхт, новых дорог, благоустройство дендрария) - млрд. Основной формой финансовой поддержки бизнес-структур, участвующих в строительстве олимпийских объектов, по всей видимости, станет кредитование через Внешэкономбанк.

Иностранным инвесторам предлагается поучаствовать в строительстве спортивных и коммерческих объектов стоимостью ,9 млрд. Преференции, предлагаемые администрацией края инвесторам, включают выдачу кредитов сроком на 7-10 лет, рассматривается и возможность предоставления налоговых льгот и заключения долгосрочных договоров аренды земли «на благоприятных условиях». В числе выставленных на соинвестирование проектов - две ТЭС, комплекс «Горная карусель» (в финансировании, наряду с компанией «Красная поляна» (контролируется зампредседателя законодательного собрания Краснодарского края Ахмедом Билаловым и его братом Магомедом Билаловым) участвует Сбербанк), гостиничная часть Олимпийской деревни (участвует «Базовый элемент»), крытый конькобежный центр («Русснефть»).

Первоочередная задача – обеспечить переход от проектирования к строительству малопривлекательных для частных инвесторов затратных проектов с наибольшим сроком окупаемости (таких, например, как строительство спортивных сооружений). В конце февраля Владимир Путин в достаточно жесткой форме предложил частному бизнесу начинать финансирование олимпийских объектов, а случае невозможности сделать это - отказываться от них в пользу государства.

Итоги «единого дня голосования» 1 марта 2009 года продемонстрировали заметный рост протестного голосования в городах, что создает потенциальную угрозу дестабилизации и повышает политическую значимость муниципальных выборов. С учетом перестановок в региональном блоке Администрации президента (уход Александра Харичева с поста замруководителя управления президента по внутренней политике) можно прогнозировать, что эта тенденция сохранит актуальность. Соответственно, у глав регионов появятся новые стимулы для усиления контроля над муниципальными органами власти.

На федеральном уровне рост протестных настроений обоснованно связывается с недостаточно эффективной антикризисной работой местных властей, что негативно влияет на социальное самочувствие граждан. Стремясь предотвратить ухудшение ситуации, Центр инициирует новые меры поддержки муниципалитетов.

На сайте публикуется фрагмент из еженедельного аналитического обзора Центра политической конъюнктуры России "Регионы России: выборы, собственность, власть"

В полной версии обзора:

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ 09.03.2009-15.03.2009

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА НЕДЕЛИ

АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА: «ОРИЕНТИРЫ» ДЛЯ ГУБЕРНАТОРОВ

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: КАК ПРИВЛЕЧЬ ИНВЕСТОРОВ?

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

ОЛИМПИАДА В СОЧИ: ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СЮРПРИЗЫ

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ВОСТРЕБОВАНЫ

По вопросам подписки на обзор обращайтесь в Управление внешних связей ЦПКР по телефону 8-495-7480809

КОНТАКТЫ

+7 (495) 748-08-09

[email protected]
Схема проезда

Новости часа
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги