О компании Продукты Услуги Календарь событий Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
О компании
ФНЭБ


Госдума
26.04.2009
27.04.2009
28.04.2009
30.04.2009
26.04.2009 
 
Новости часа:
11:34  «Аэрофлот» в течение месяца будет предоставлять бесплатные билеты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной, бывшим блокадникам и бывшим узникам нацистских лагерей           11:30  Экипаж российского траулера «Коралнес», затонувшего у берегов Норвегии, будет доставлен в город Тромсе           11:00  В результате взрыва в Стамбуле пострадали пятеро детей – трое в возрасте от четырёх до девяти лет и двое подростков           10:35  В Тбилиси сторонники оппозиции, продолжающие многодневную акцию протеста, решили организовать у здания Общественного телевидения Грузии «коридор совести»           10:32  С падения нефтяных цен начали сегодня свою работу ведущие мировые товарные рынки          
 
Главная \ Аналитические комментарии \ Реформы и выборы на кризисном фоне: региональная политика с 13 по 19 апреля 2009 года
Реформы и выборы на кризисном фоне: региональная политика с 13 по 19 апреля 2009 года

Важным событием минувшей недели стало заседание президиума Правительства РФ, в ходе которого были подведены итоги реформы ЖКХ за прошедший год. Ситуация в отрасли оценивается на федеральном уровне как стабильная, статистика Минрегионразвития зафиксировала снижение числа коммунальных аварий в течение отопительного сезона. Достигнут определенный прогресс в решении проблемы повышения качества оказания коммунальных услуг населению. Завершилось формирование системы адресных субсидий для их оплаты (их получают около 8% граждан), реализация программ Фонда содействия реформе позволила улучшить условия проживания 7 млн. чел. Владимир Путин обозначил приоритеты реформы: к 2012 г. необходимо завершить процесс ликвидации ветхого и аварийного жилья.

Между тем на региональном уровне картина коммунальных преобразований выглядит не столь оптимистично. В первую очередь, необходимо учитывать недостаток финансовых средств в бюджетах субъектов федерации, которые (в том числе путем перечисления трансфертов в бюджеты муниципальных образований) в значительной мере обеспечивают проведение коммунальных преобразований, так как большая часть жилищного фонда находится именно в муниципальной и региональной собственности. По данным Минрегионразвития, расходы регионов на проведение реформы ЖКХ за прошедший год снизились и составили 16,3% консолидированных бюджетов субъектов РФ, что на 3,8% меньше показателей 2007 года. При этом региональные администрации не всегда справляются с обеспечением своей доли участия в проектах: в марте Фонд зафиксировал неплатежи, и если платежи не будут проведены в срок до 3 месяцев, финансирование ранее заявленных региональных проектов может быть прекращено. Кроме того, важным аспектом реформы выступает повышение активности региональных властей в сфере управления инфраструктурой ЖКХ и перехода к предоставлению населению коммунальных услуг на конкурентной основе. Наконец, в среднесрочной перспективе, вероятно, окажутся востребованными законодательные изменения: речь идет о совершенствовании конституционного и налогового законодательства в целях решения одного из основных вопросов реформы – привлечения в отрасль частных инвестиций.

На заседании президиума правительства РФ Владимир Путин сообщил, что в 2009 г. регионы получат предусмотренную ранее поддержку (до 100 млрд руб.) из Фонда содействия реформе на софинансирование проектов в сфере сноса ветхого и аварийного жилья и пр. (в 2008 г. на эти цели было потрачено 59 млрд руб.). Экономический кризис не привел к изменению планов кабинета министров в коммунальной сфере, что вполне целесообразно: степень износа основных фондов по-прежнему высока, что приводит к росту неоплаченных потерь ресурсов (до 20% воды, 15% электроэнергии и 40% тепла) и создает дополнительные угрозы аварийности. Вместе с тем, в текущем году условия предоставления средств регионам на расселение аварийного жилья будут ужесточены. Напомним, обязательными условиями получения федеральной бюджетной поддержки по линии Фонда реформирования ЖКХ выступают наличие программы модернизации коммунальной отрасли и успешное прохождение осенне-зимнего периода. Ужесточение условий предоставления поддержки, по всей видимости, коснется субъектов федерации, в работе администраций которых ранее были выявлены нарушения (отчеты об устранении недоработок должны быть представлены в Фонд в виде специального письма).

Также для того, чтобы претендовать на средства Фонда, регион должен выполнить ряд дополнительных условий. Так, необходимо провести приватизацию 25% предприятий ЖКХ, около 5% многоквартирных домов передать в управление товариществ собственников жилья, довести оплату коммунальных услуг населением до 100%. По официальным данным, несмотря на недостаточную информированность населения и стремление избежать дополнительных расходов, отмечаются положительные тенденции. Доля многоквартирных домов, жильцы которых создали ТСЖ, выросла в 2008 г. на 16% (с 20 до 36%). Достигнуты успехи и в создании частных управляющих компаний, которые должны прийти на смену существующим с советских времен ДЭЗам и ЖЭКам: в конце 2006 г., из почти 34 тыс. предприятий ЖКХ насчитывалось всего 7% частных, а по итогам 2008 г. этот показатель вырос до 70%.

Подготовка к проведению Олимпийских игр 2014 г. в Сочи набирает обороты. На минувшей неделе были реализованы принятые ранее решения о льготном кредитовании через Внешэкономбанк компаний, участвующих в процессе строительства олимпийских объектов (в текущем году предполагается выдать 26 млрд руб., стоимость кредитов будет приближена к ставке рефинансирования в 13%). Также были подведены итоги двух конкурсов по возведению спортивных сооружений в Имеретинской низменности. По решению экспертной комиссии возведением ледовой арены займется Челябинское шахтостроительное предприятие, а ледовый дворец построит московская компания «Ингеоком». Финансировать работы будет федеральный бюджет, основным же конкурентным преимуществом победителей конкурса стало снижение стоимости работ на 19% и 14% соответственно. Параллельно приближается к финишной черте агитационная кампания кандидатов на пост мэра Сочи: ее лейтмотивом стали жалобы участников на административное давление и апелляции к высшим инстанциям с целью обжалования решений избирательной комиссии о снятии с дистанции.

Число претендентов на пост главы администрации олимпийской столицы неуклонно сокращается. 13 апреля было отменено решение избиркома о регистрации в качестве кандидата в мэры Сочи представителя «Справедливой России» Виктора Курпитко (кассационную жалобу на решение районного суда будет рассматривать краснодарский краевой суд). Далее о решении снять свою кандидатуру в пользу действующего и. о. мэра, «единоросса» Анатолия Пахомова заявил член партии «Правое дело» Андрей Богданов. Наибольшего накала достигла борьба вокруг участия в кампании совладельца Национальной резервной корпорации Александра Лебедева. Центральный райсуд Сочи по иску другого кандидата - предпринимателя из Краснодара Владимира Трухановского - признал регистрацию Лебедева недействительной. Примечательно, что тот же Трухановский добивался отмены регистрации лидера краевых «эсеров» Курпитко: подобная технология «ликвидации» кандидатов путем целенаправленных обращений в избиркомы и суды одного-двух конкурентов-«статистов» отнюдь не нова и неоднократно использовалась на региональных выборах различного уровня. Основа для обращения в суд в рассматриваемом случае также была весьма типичной: кандидат Трухановский заявил о нарушениях в документах Лебедева, в частности, о том, что им не был представлен финансовый отчет. Отметим, что характер выявленного нарушения также свидетельствует, скорее, о применении негативных избирательных технологий: через час после открытия избирательного счета кандидата двое несовершеннолетних перечислили на него по 1000 руб. (впоследствии, как утверждают в штабе Лебедева, эти средства были возвращены).

В Татарстане и Башкирии на минувшей неделе новую актуальность получил «национальный вопрос»: общественные организации выступили с акциями в поддержку национального языка и культуры. В Казани началась общероссийская акция по сбору подписей в поддержку идеи придания татарскому языку статуса второго государственного языка в России, а Уфе прошел массовый митинг «За региональный компонент образования, за федерализм», организованный общественным движением Всемирный курултай башкир. Эти события вряд ли будут иметь значимые политические последствия: «националисты» в «нефтяных» республиках на данном этапе не обладают массовой поддержкой среди населения и влиятельной силой не являются. Однако примечательно, что «всплеск» их деятельности отмечается на фоне неопределенности перспектив регионального руководства, которое стремится использовать ситуацию экономического кризиса для усиления своих позиций в «торге» с федеральным Центром.

Основным предметом «торга» на данном этапе выступают принципы кадровой политики.

На минувшей неделе межведомственная группа под руководством замминистра здравоохранения и социального развития Максима Топилина начала проверку региональных программ по борьбе с безработицей. Накануне представители Роструда сообщили о подписании последней из 82 региональных программ. Напомним, подобные документы были обязаны принять администрации субъектов федерации в соответствии с постановлением российского правительства от 31 декабря 2008 года. Согласно антикризисному плану правительства, федерация дает регионам до 95% от общего объема средств, необходимых на финансирование программы занятости населения, 5% финансируется из региональных бюджетов. Таким образом, ключевым вопросом становится проявление политической воли и обеспечение эффективного администрирования на местах.

Важно учесть, что различия структуры экономики в разных регионах РФ обусловливают неравномерную динамику ситуации на рынке труда. Наиболее быстрыми темпами растет безработица (в том числе скрытая) в промышленных регионах с экономикой, ориентированной на доминирующую отрасль: ключевым фактором выступает падение производства, обусловленное снижением спроса. Объективно сложно решить проблемы занятости в наиболее пострадавших от кризиса металлургических и угольных регионах, в которых исторически закрепился невысокий уровень миграции и доминируют «профильные» профессии.

Поиск оптимальных решений в ходе преодоления последствий экономического кризиса ведется и на федеральном, и на региональном уровне власти. Руководство Волгоградской области официально предложило к реализации модель «опоры на собственные силы», которая предполагает организацию «перекрестного» внутрирегионального производства с ограничением импортных и межрегиональных поставок в промышленности. Принцип производственной кооперации не нов, однако на практике предложение губернатора Николая Максюты вряд ли стоит рассматривать как эффективную антикризисную меру.

Развитие экономики региона за прошедший год продемонстрировало ряд положительных тенденций (так, значительно – до ,8 млрд - вырос объем экспорта), однако начало экономического кризиса резко «обрушило» ключевые показатели. Сокращение производства составило 25-30%: наибольшее падение вполне предсказуемо пришлось на отрасли, пострадавшие в общефедеральном масштабе - металлургию, машиностроение и химическую промышленность. Соответственно сократились и поступления в бюджет Волгоградской области.

Фрагмент из еженедельного аналитического обзора Центра политической конъюнктуры России "Регионы России: выборы, собственность, власть"

В полной версии обзора:

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ 13.04.2009-19.04.2009
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА НЕДЕЛИ
РЕФОРМА ЖКХ: ИТОГИ ГОДА И ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО
ВЫБОРЫ МЭРА СОЧИ: ОСОБЕННОСТИ КАМПАНИИ И ПРОГНОЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИКАХ: КРИЗИС ТРЕБУЕТ КОМПРОМИССА
БОРЬБА С БЕЗРАБОТИЦЕЙ
: КОГДА НАЧНУТ РАБОТАТЬ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ?
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КРИЗИСА: ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ И ОПЫТ 1999-Х ГГ.

По вопросам подписки на обзор обращайтесь в Управление внешних связей ЦПКР по телефону 8-495-7480809

КОНТАКТЫ

+7 (495) 748-08-09

[email protected]
Схема проезда

Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги