О компании Продукты Услуги Календарь событий Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
О компании
ФНЭБ
29.03.2009
30.03.2009
30.03.2009
30.03.2009
Главная \ Аналитические комментарии \ Жесткие меры для поддержания стабильности: региональная политика с 16 по 22 марта 2009 года
Жесткие меры для поддержания стабильности: региональная политика с 16 по 22 марта 2009 года

Весенняя региональная избирательная кампания завершилась на минувшей неделе проведением вторых туров выборов мэров трех региональных центров – Томска, Петропавловска-Камчатского и Мурманска. В первых двух случаях победу с небольшим «перевесом» одержали действующие градоначальники Николай Николайчук (в течение полутора лет исполнял обязанности мэра) и Владислав Скворцов, набравшие каждый около 50% голосов. В Мурманске же беспрецедентно конфликтная кампания завершилась убедительной победой формально альтернативного «партии власти» кандидата, протеже губернатора Юрия Евдокимова Сергея Субботина (60,75% голосов против 35,15% за действующего мэра Михаила Савченко, который выдвигался при поддержке «Единой России»). Итоги выборов мэра Мурманска, ставшие наглядным проявлением протестного голосования, непосредственно повлияли на политические перспективы губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова.

 

Вступивший в открытый конфликт с «Единой Россией» глава Мурманской области заявлениями о коррупции в мэрии областного центра поддержал рост протестных настроений и фактически лишил «партию власти» поддержки административного ресурса на региональном уровне. В этом контексте неудивительно, что спустя несколько дней после завершения мэрской кампании Юрий Евдокимов был смещен с губернаторского поста со стандартной формулировкой «по собственному желанию». Обсуждение этого вопроса шло в администрации президента еще до второго тура голосования по кандидатуре мэра Мурманска. Однако итоги выборов, продемонстрировавшие значительное отставание Михаила Савченко и неудачу кампании под лозунгом «Добро победит!», которую вели политтехнологи «ЕР», значительно усложнили ситуацию. Бывший заместитель губернатора Субботин одержал победу на фоне заявлений Юрия Евдокимова об «элементах коррупции» в мэрии Мурманска с перевесом более чем в 20% голосов. Стоит также учесть фактор личной популярности и ресурсы влияния главы региона, который сумел избежать значительных имиджевых потерь, связанных с предвыборными скандалами и угрозой исключения из «партии власти». В итоге конфликт принял форму внутрипартийных противоречий: весьма показательно, что руководство городской ячейки «ЕР» выступило в поддержку Евдокимова, полагая, что его комментарии (относительно использования «единороссами» «незаконной агитации», с которых начался конфликт) «неверно истолкованными». В этой ситуации продолжение открытой конфронтации (исключение Евдокимова из партии, обращение к президенту с просьбой об отставке губернатора и пр.) может повлечь новые политические издержки для «Единой России». Этот риск учитывался федеральным руководством «ЕР», избравшим на данном этапе стратегию выжидания.

 

История, связанная с выступлением главы региона в эфире местного телевидения в день голосования, стала «последней каплей». Напомним, райсуд Мурманска признал незаконной предвыборной агитацией интервью Евдокимова, прозвучавшее 15 марта в эфире «Арктик-ТВ». В своем выступлении глава области сообщил, что в случае, если победит Субботин, он окажет содействие новому мэру в формировании команды, а в случае победы Савченко ограничится «протокольным» поздравлением. Центризбирком разъяснил, что это нарушение может стать основанием для иска в суд об отмене результатов выборов, а также основанием для их отмены, если суд установит, что данное нарушение не позволяет выявить волю избирателей. «Единороссы» на следующий день после выборов признали победу «самовыдвиженца» Субботина, уточнив, что он и ранее сотрудничал с партией. С точки зрения политических интересов этот шаг вполне оправдан: «ЕР» необходимо укреплять позиции в регионе с достаточно высокой долей «протестного» электората, и публичное подтверждение готовности к взаимодействию с избранным градоначальником может отчасти компенсировать имиджевые потери, понесенные в ходе предвыборной кампании. Однако с точки зрения федеральных интересов столь показательное нарушение Евдокимовым правил политической игры (открытое нарушение партийной дисциплины, демонстративное нарушение законодательства об агитации), не могло остаться безнаказанным.

Одним из ключевых направлений поиска оптимальных решений в ходе преодоления последствий экономического кризиса остается борьба с ростом безработицы. На минувшей неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил СМИ, что кризис в России достиг дна или приблизился к нему, и правительство РФ надеется, что к концу года страна может выйти на положительные темпы экономического роста. Однако ситуация в сфере занятости остается сложной.

Обновленные данные озвучил Дмитрий Медведев: безработица, по данным Международной организации труда, которая к безработным относит всех лиц, не имеющих занятости и активно ее ищущих любыми способами, в России в настоящий момент составляет около 6 млн. чел., или порядка 8% экономически активного населения. При этом впервые с начала кризиса проявились обнадеживающие тенденции, связанные со снижением динамики сокращения рабочих мест. Недельные темпы прироста официальной безработицы сократились до 2%, ранее прирост сохранялся на уровне 3,3-4,7%. На основании этих данных руководство Минрегионразвития сообщило о том, что официальный прогноз по регистрируемой безработице в 2009 году (2,8 млн. человек, ранее было 2,2 млн.) пересматриваться не будет.

Важно учесть, что специфика структуры экономики в разных регионах РФ обусловливает неравномерную динамику ситуации на рынке труда. Самыми быстрыми темпами растет безработица (в том числе скрытая) в промышленных субъектах РФ с экономикой, ориентированной на доминирующую отрасль: ключевым фактором выступает падение производства, обусловленное снижением спроса. Объективно сложно решить проблемы занятости в наиболее пострадавших от кризиса металлургических и угольных регионах, в которых исторически закрепился невысокий уровень миграции и доминируют «профильные» профессии. Если же учесть комплекс «исходных» социально-экономических факторов, то риски, связанные с сокращением рабочих мест, наиболее велики для Чувашии, Владимирской, Ивановской, Калужской, Кемеровской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Челябинской и Ярославской областей. В этих регионах, как показывает мониторинг Минрегионразвития (данные на начало февраля), доля занятого в «кризисных» отраслях населения превышает 25%.

Наконец, в общефедеральном масштабе «география» проблем в сфере занятости выглядит следующим образом. Наиболее сложные последствия роста безработицы ожидаются в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах, где он затрагивает, в первую очередь, экономически активное население.

Напомним, федеральный антикризисный план предусматривает выделение регионам субсидий для реализации специальных программ в сфере занятости.

В процессе поиска стратегии оптимального развития российских территорий на минувшей неделе начался новый этап: Минрегионразвития закончило разработку проекта закона о зонах территориального развития. Ранее проект ныне не существующего Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), подготовившего концепцию развития России на период до 2020 года, предусматривал создание 10 макрорегионов с профильной «специализацией» экономики. Тем самым отчасти воспроизводилась идея экономического районирования, которая в сочетании с «отраслевым» подходом была востребована еще в советское время.

Новый законопроект о зонах территориального развития предполагает введение «специальных правовых режимов» для предпринимательской и иной экономической деятельности. Компаниям и индивидуальным предпринимателям, работающим на этих территориях, может быть предоставлен особый налоговый режим, бюджетные ассигнования из инвестфонда, госгарантии по кредитам, бюджетные субсидии, возможным считается упрощенный порядок предоставления земельных участков, кроме того, специальный режим может быть распространен также на строительство энергетических и транспортных объектов федерального значения. Создавать «зоны развития» предполагается в депрессивных с социально-экономической точки зрения субъектах федерации. Общая же цель преобразований остается прежней – сокращение диспропорций в развитии экономики российских регионов.

На минувшей неделе в российских регионах прошли очередные акции протеста. Наиболее заметные выступления, как и ранее, состоялись во Владивостоке, где митингующие призывали к отставке премьер-министра Владимира Путина и губернатора Сергея Дарькина. Акция была организована КПРФ и движением автомобилистов ТИГР (Товарищество инициативных граждан России). Однако ожидания инициаторов акции относительно масштаба мероприятия не оправдались – «основной» митинг в центре Владивостока собрал около 1 тыс. человек вместо ожидаемых «не менее 2,5 тыс. участников». Отчасти это было связано с тем, что ГИБДД заблокировала автопробег протеста по улицам города - колонну из 60 автомобилей с плакатами против роста цен и повышения пошлин на ввозимые в РФ иномарки. В итоговой резолюции участники акции предъявили властям 17 требований, среди которых - снижение коммунальных тарифов, снижение таможенных пошлин на все виды техники, повышение пенсий, неприкосновенность Конституции и возвращение выборности губернаторов. Акции не остались без федерального внимания.

В связи с необходимостью принятия оперативных антикризисных мер борьба с коррупцией в региональных органах власти в информационном поле отошла на второй план. Однако на практике это направление взаимодействия Центра регионов остается весьма актуальным. Как подчеркнул Дмитрий Медведев в интервью «Первому каналу», резонансные уголовные дела в отношении руководителей Орловской области, Пермского и Приморского краев свидетельствуют о решимости власти доводить действия по борьбе с коррупцией до конца. Тем самым был подан очередной «сигнал» региональным лидерам о том, что укрепление «вертикали власти» будет вестись, в том числе, при помощи «силовых» методов.

 

Существуют и объективные проблемы, связанные с коррупцией. Весьма показательно, что вскоре после ухода Егора Строева с поста губернатора Орловской области новый глава региона Александр Козлов объявил о намерении прекратить допущенное предшественником незаконное использование госсобственности. Объясняя причины выдвижения Строева в качестве представителя области в Совете Федерации, Козлов заявил журналистам, что его возвращение основывается на их личной договоренности.

На сайте публикуется фрагмент из еженедельного аналитического обзора Центра политической конъюнктуры России "Регионы России: выборы, собственность, власть"

В полной версии обзора:

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ 16.03.2009-22.03.2009
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА НЕДЕЛИ
ИТОГИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ И БУДУЩЕЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
БЕЗРАБОТИЦА В РЕГИОНАХ И АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ СОКРАЩЕНИЯ РАСХОДОВ
ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ: КАКИЕ ИНВЕСТИЦИИ НУЖНЫ?
ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ В РЕГИОНАХ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В РЕГИОНАХ: СОХРАНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ

По вопросам подписки на обзор обращайтесь в Управление внешних связей ЦПКР по телефону 8-495-7480809

КОНТАКТЫ

+7 (495) 748-08-09

[email protected]
Схема проезда

Новости часа
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги