Процесс смены власти в Ставропольском крае на минувшей неделе подошел к логическому завершению: Дмитрий Медведев внес на рассмотрение депутатов регионального заксобрания кандидатуру Валерия Гаевского (на тот момент пребывавшего в статусе «и.о.» главы края) для наделения его полномочиями губернатора.
С учетом высокого уровня конфликтности внутри местной элиты проведение полпредом президента в ЮФО Владимиром Устиновым предварительных консультаций с представителями политических партий и «общественности» выглядело вполне целесообразным. Однако явных разногласий при обсуждении перспектив края при новом руководстве не возникло: уход с должности губернатора утратившего популярность Александра Черногорова и назначение главой края человека, знакомого с региональной ситуацией, стали основой компромиссного сценария смены власти и создали предпосылки для политической стабилизации.
С точки зрения социально-экономического развития ситуация в Ставропольском крае не вполне благополучна. Несмотря на положительную динамику (валовой региональный продукт края вырос с 25,4 млрд руб. в 1997 году до 224,8 млрд руб. в 2007 году, краевой бюджет стал профицитным), регион отнюдь не занимает лидирующие позиции в ЮФО, уступая Краснодарскому краю и Ростовской области. Уровень инфляции превышает, а средней заработной платы, напротив, отстает от среднероссийского показателя (12,5% против 11,8% и 8338,3 против 12 490,2 руб. соответственно).
Экономической спецификой Ставропольского края является наличие двух «центров». Столица расположена на периферии, в степной зоне, а в предгорьях сформировался комплекс городов курортной зоны Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, Минеральные Воды). Пятигорск стал неофициальным центром края, в нем размещаются краевые учреждения и организации, сформировался крупнейший на Северном Кавказе региональный торговый рынок, обеспечивающий товарами не только Ставрополье, но и большую часть республик региона.
В силу особенностей географического положения регион характеризуется сложной миграционной ситуацией. Исторически Ставропольский край является пограничной зоной славянского заселения Кавказа, это район многолетнего миграционного притока, что обеспечивает устойчивый рост численности населения. Однако значительные потоки вынужденных переселенцев порождают проблемы, связанные с их адаптацией, а также усиление мигрантофобии среди «коренного» населения. Рост преступности (по статистике, на 16% за период с 1997 г.) и ухудшение ситуации в сфере межэтнического взаимодействия (в последний раз масштабные беспорядки в краевом центре произошли в мае прошлого года) усугубляют существующие проблемы. Недоверие к администрации и губернатору Черногорову усиливало социальную напряженность, связанную со сложной миграционной ситуацией, а при возникновении межнациональных противоречий провоцировало неуверенность в том, что лица, совершившие преступления, будут задержаны и готовность к самозащите доступными методами (создание народных дружин).
Будучи протеже министра Дмитрия Козака, новый губернатор Валерий Гаевский известен как профессиональный менеджер и ранее уже работал в ставропольском правительстве, то есть «варягом» не является. Выбор этой кандидатуры в полной мере отвечает интересам и Центра, заинтересованного в повышении качества управления и усилении контроля за финансовыми потоками, и региональной элиты, ожидающей новых проектов по развитию экономики края. С 1996 г. Гаевский работал на постах первого вице-премьера, министра финансов и министра экономического развития и торговли Ставропольского края. Его карьера в регионе прекратилась из-за разногласий с экс-губернатором Черногоровым: в конце 2005 г., получив «доверие» Владимира Путина, глава Ставрополья не предложил какого-либо поста Гаевскому, который, не исключено, имел собственные губернаторские амбиции.
Важные события политической жизни на минувшей неделе разворачивались в двух региональных центрах – Владивостоке и Архангельске.
В столице Приморья подвели итоги досрочных выборов мэра города: 18 мая победу уже в первом туре, как и прогнозировалось, одержал «федеральный» кандидат Игорь Пушкарев, получивший поддержку руководства «Единой России» (набрал 57,03% голосов). Второй результат — 32,84% — у кандидата от КПРФ, президента Дальневосточного государственного технического университета Геннадия Турмова. У остальных кандидатов, редактора газеты «Далекая окраина» Владимира Гильгенберга и предпринимателя Сергея Татарникова, меньше 10%. Таким образом, реализуется наиболее соответствующий федеральным интересам сценарий: Центр заинтересован в большей прозрачности региональных экономических потоков и в неформальных механизмах контроля над деятельностью краевой администрации.
Ключевым направлением работы нового главы администрации Владивостока станет подготовка к саммиту АТЭС, который должен пройти в столице Приморья в 2012 г. Мероприятие является важным как для развития экономики региона, который нуждается в привлечении инвестиций, так и для оптимизации международного имиджа России. Между тем на данном этапе объекты Владивостока не соответствуют ни одному из требований по проведению саммита, а подготовка к этому событию заметно отстает от графика.
Модернизация транспортной инфраструктуры Приморья требует нетипичных и дорогостоящих решений, таких, например, как строительство морского моста через бухту Золотой Рог. Это предусмотрено «Схемой размещения и архитектурно-градостроительной концепции объектов делового центра саммита АТЭС-2012», уже принятой депутатами краевого собрания. Основные объекты предполагается возвести на острове Русском, крупные инфраструктурные проекты планируются в столице края Владивостоке и на подъездах к городу. В качестве конкурентного преимущества острова Русский рассматривается то, что государство обеспечит инвесторов территориями, полностью оборудованными инфраструктурой для свободной застройки, а также предполагающими введение льготного налогового режима (в связи с созданием «игорной» особой экономической зоны). Все это в перспективе должно дать «синергетический» эффект для развития острова. Региональные чиновники подсчитали, что выполнение краевой программы «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР» на 2008-2011 годы позволит создать в Приморском крае более 3,8 тысяч новых рабочих мест.
Стоимость проведения саммита АТЭС оценивается в сумму от 100 до 200 млрд. руб., и контроль за расходованием этих средств станет первоочередной задачей руководства Владивостока. Более того, учитывая объем средств, поступающих в регион в рамках федеральных целевых программ, значительную долю «теневой» экономики и высокий коррупционный потенциал приморских властных структур, можно прогнозировать, что подготовка к саммиту АТЭС станет катализатором и для смены краевой администрации.
Минувшая неделя ознаменовалась активизацией «силовых» структур в Амурской области. На фоне обсуждения плана по борьбе с коррупцией, предложенного президентом Дмитрием Медведевым, были выдвинуты новые обвинения против чиновников региональной администрации. Это спровоцировало новую волну слухов о грядущей отставке губернатора Николая Колесова, который, по данным СМИ, был «срочно вызван в Москву» для консультаций.
Политическая ситуация в регионе неблагоприятна, и с учетом комплекса социально-экономических проблем целесообразной выглядит постановка вопроса о перспективах смены власти. Основанием для отставки амурского губернатора могут стать многочисленные уголовные дела против близких ему чиновников областной администрации, а также неурегулированные конфликты с местными элитными группами.
Новый этап антикоррупционной кампании на минувшей неделе затронул и глав муниципальных органов власти. Характерным проявлением этой тенденции стало возобновление активной работы «силовиков» по ряду возбужденных ранее (и до недавнего времени казавшихся не столь актуальными) уголовных дел.
Так, мэр Твери Олег Лебедев, хотя и получил возможность вернуться к исполнению обязанностей (судейская коллегия Тверского областного суда отменила постановление о временном отстранении главы города от должности), остается обвиняемым. Расследование в отношении Лебедева проводится с 2005 года по факту воспрепятствования производству предварительного следствия. По мнению следствия, Лебедев мешал проведению следственных действий по уголовному делу в отношении своего первого заместителя Олега Кудряшова.
Ситуация вокруг администрации Орла складывается более драматично: действующий мэр Александр Касьянов обвиняется в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере и может быть заключен под стражу уже в ближайшее время. Это уголовное дело было возбуждено зимой 2006 года: по версии следствия, Касьянов пошел на сокрытие налогов, поскольку выплата задолженности могла привести к банкротству Новочебоксарского домостроительного комбината (НДСК), за управление которым он отвечал.
Презентация республики Северная Осетия, которая прошла в МИД РФ 20 мая, завершилась неожиданным заявлением президента республики Теймураза Мамсурова, призвавшего к объединению с Южной Осетией. Учитывая напряженные отношения между Россией и Грузией, одним из «камней преткновения» в которых выступает проблема непризнанных республик, заявление вызвало широкий общественный резонанс. Вскоре после этого министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил факт своей встречи с президентом непризнанной Абхазии Сергеем Багапшем, который находился в Москве с двухдневным визитом. Таймураз Мамсуров призвал послов иностранных государств поддержать стремление осетинского народа объединиться, обратив внимание на то, что «у Северной Осетии есть интересы в Южной Осетии».