О компании Продукты Услуги Календарь событий Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
О компании
ФНЭБ


Госдума
05.04.2009
05.04.2009
05.04.2009
06.04.2009
26.04.2009 
Выборы мэра г.Сочи
Главная \ Аналитические комментарии \ Кадровый резерв "Единой России" решит проблемы антикризисного менеджмента? - региональная политика с 23 по 30 марта 2009 года
Кадровый резерв "Единой России" решит проблемы антикризисного менеджмента? - региональная политика с 23 по 30 марта 2009 года

На минувшей неделе руководство «Единой России» объявило о завершении формирования «кадрового резерва» партии. В ближайшей перспективе планируется предложить 300 кандидатур для включения в федеральный список управленческих кадров, который, теоретически, может быть использован Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным при замещении постов о властных структурах, в том числе, регионального уровня (встречи «актива» с президентом и премьер-министров ожидаются в начале апреля). Не исключен и выбор из числа «резервистов» на губернаторские посты.

Процесс принятия кадровых решений в сфере региональной политики отличается закрытостью, и с течением времени (и проведением преобразований) предпосылки для преодоления этой тенденции не создаются. Однако реформа Дмитрия Медведева меняет расстановку сил: роль полпредств нивелирована, право выдвижения кандидатур для наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов федерации переходит к политической партии, занимающей (по итогам выборов) большинство мест в заксобрании того или иного региона. Определяющее значение при решении кадровых вопросов по-прежнему имеют неформальные механизмы (консультации в Администрации президента), при этом они затрагивают, преимущественно, федеральный уровень власти.

Руководство «Единой России», представители которой занимают большинство мест в заксобраниях практически всех субъектов федерации и сумели увеличить число полученных мандатов даже по итогам «кризисных» выборов 1 марта, может включаться в процесс кадрового отбора. Значительное влияние на решение кадровых вопросов, вероятно, будет оказывать премьер-министр и председатель крупнейшей партии Владимир Путин, тем более, что взаимодействовать с президентом в процессе выдвижения кандидатур на губернаторские посты будет федеральное, а не региональное руководство партии. Окончательный же выбор остается за Дмитрием Медведевым. Это в полной мере соответствует интересам главы государства, который стремится усилить свое влияние на региональное элитное сообщество.

Пока нет достаточных оснований утверждать, что «ЕР» получила эффективный канал лоббирования назначений партийцев на посты глав регионов. Формально абсолютное большинство руководителей субъектов РФ состоит в рядах «партии власти», однако в реальности большая часть из них предпочитает проводить самостоятельный курс, переходя к активному взаимодействию с «ЕР» лишь в предвыборный период. Негативные последствия кризиса (прежде всего, социальные) повышают вероятность роста конфликтности между губернаторами и представителями доминирующей партии, которые все чаще вслед за президентом и премьером выступают с критикой антикризисных мер, предпринимаемых главами регионов.

Фактически, «губернаторами от «Единой России» можно назвать лишь Виктора Зимина (Хакасия) и Андрея Турчака (Псковская область), уже долгое время тесно сотрудничающих с «партией власти». Впрочем, представительство «единороссов» в структуре исполнительной власти регионального уровня может быть увеличено путем замещения постов на среднем уровне «вертикали». По некоторым данным, руководство «ЕР» ведет переговоры о возможности выдвижения «резервистов» на посты, освободившиеся в ходе плановой ротации кадров в администрациях Псковской, Воронежской, Орловской и Тверской областях.

Между тем, для ряда российских территорий вопрос о смене власти может стать актуальным уже в среднесрочной перспективе.

Можно отметить несколько важных критериев, определяющих приоритеты федеральной кадровой политики в условиях экономического кризиса. Помимо лояльности Центру, речь идет о способности губернаторов контролировать политическую ситуацию (отсутствие громких внутриэлитных конфликтов, предотвращение резкого роста протестных настроений в предвыборный период, обеспечение «системного» сценария голосования и пр.). Кроме того, важным показателем эффективности станет умение находить оптимальные (т.е. сопряженные с наименьшими финансовыми, социальными и иными издержками) решения бюджетных проблем. В кризисных условиях стоит также учитывать экономическую специфику региона: так, для испытывающих наибольшие трудности промышленных субъектов смена власти может создать дополнительные риски дестабилизации. В подобной ситуации Центр, скорее, предпочтет сохранить status quo в лице действующей «команды».

Минувшая неделя ознаменовалась весьма показательным пополнением Совета Федерации: члены «верхней» палаты российского парламента подтвердили полномочия Егора Строева, который был делегирован на должность сенатора от исполнительной власти Орловской области. В середине-конце 1990-х гг. Строев уже был членом СФ, теперь же он сменил на посту представителя региона свою дочь Марину Рогачеву (ушла в отставку в феврале текущего года, через день после того, как были прекращены полномочия Строева на посту главы администрации Орловской области). Неделей ранее пост представителя в СФ от исполнительной власти Кировской области занял Николай Шаклеин, в начале года сложивший губернаторские полномочия. Кадровые решения, продолжающие традицию существования Совета Федерации как своеобразного «элитного клуба», членство в котором позволяет контролировать значимый объем ресурсов, и места трудоустройства ушедших со своих постов чиновников и влиятельных бизнесменов, дают повод для размышлений о перспективах воплощения в жизнь реформы СФ, инициированной Дмитрием Медведевым.

Напомним, законодательные изменения, необходимые для проведения реформы СФ, были приняты еще в конце прошлого года. В соответствии с новым порядком формирования палаты, на получение статуса сенаторов могут претендовать только лица, прошедшие через процедуру первичных выборов - «депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или депутаты представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта». Отменяется «ценз оседлости» - обязательное проживание в регионе в течение 10 лет претендента на должность его представителя в «верхней» палате российского парламента. Вступление в силу закона о новом порядке формирования СФ отложено до 2011 г. Таким образом, до конца 2010 г. кандидаты в члены «верхней» палаты будут проходить действовавшую ранее процедуру, а уже состоящие в СФ лица смогут сохранить статус и полномочия до 2015 г. Подобная отсрочка была мотивирована политическими факторами. Во-первых, речь идет о необходимости обеспечить выполнение неформальных договоренностей, достигнутых при выдвижении в «верхнюю» палату новых фигур (к этой категории относятся, например, бывший глава Росспорта Вячеслав Фетисов, представляющий в СФ законодательное собрание Приморского края, а также упомянутые выше Егор Строев и Николай Шаклеин). Во-вторых, можно рассматривать отсрочку как уступку нынешнему председателю СФ Сергею Миронову: возможность контролировать деятельность палаты долгое время выступала не только механизмом усиления его личного политического влияния, но и основой для формирования административного ресурса партии «Справедливая Россия».

На минувшей неделе представители Минфина косвенно подтвердили неблагоприятные прогнозы относительно инвестиционной поддержки регионов со стороны федерального Центра: рассчитывать на софинансирование масштабных проектов за счет средств Инвестфонда субъектам федерации, скорее всего, в текущем году не придется. Среди одобренных проектов – туристический комплекс «Шеретеш» в Кемеровской области, индустриальный парк «Камские Поляны» в Татарстане, комбинат по переработке древесины «Зеленая фабрика» в Томской области, массовая малоэтажная застройка села Воскресенское в Калужской области, строительство завода по производству стеклотары и развитие инфраструктуры города Алексин в Тульской области и др. Всего в Минрегионразвития поступило 65 заявок от 33 регионов, 19 из них были одобрены специальной комиссией в конце прошлого года, однако это не исключает переноса сроков начала финансирования – как минимум, на 2010 г. В условиях экономического кризиса пересмотр приоритетов вполне оправдан: федеральный бюджет в 2009 г. будет дефицитным, и первоочередная задача, помимо поддержки ключевых отраслей экономики – обеспечение социальных обязательств.

«Социальные» расходы являются приоритетной частью исполнения бюджетов и на региональном уровне власти, однако не во всех случаях администрации субъектов могут самостоятельно справиться с обеспечением этих обязательств. Программа федеральной антикризисной помощи предусматривает выделение субсидий, кредитов и иные механизмы финансовой поддержки, однако в отдельных случаях более востребованы стратегические меры.

Возможности преодоления социально-экономических последствий кризиса на муниципальном уровне власти обсуждались на минувшей неделе на заседаниях советов по местному самоуправлению, действующих при председателях Совета Федерации и Государственной Думы Сергее Миронове и Борисе Грызлове. Повышенное внимание к состоянию муниципалитетов, которое и в докризисные времена в большинстве случаев оставляло желать лучшего, обусловлено как началом полномасштабной реформы МСУ, так и необходимостью предотвращения эффекта «аккумулирования» социального недовольства, которое наиболее явно проявляется именно по отношению к местным властям.

Общий потенциал протестных действий в российских регионах невелик, но голосование на муниципальных выборах 1 марта продемонстрировало тревожные тенденции «несистемного» поведения избирателей, и на федеральном уровне поставлена задача по осуществлению мониторинга текущего состояния дел. В первую очередь, это касается финансовой сферы: недостаточная бюджетная обеспеченность широкого круга полномочий органов местного самоуправления зачастую приводит к их фактическому неисполнению, что провоцирует рост социального недовольства.

На минувшей неделе президент Чечни Рамзан Кадыров продолжил курс на укрепление сформированного в регионе режима власти, выступив с новыми политическими заявлениями. По окончании выездного заседания комитета Госдумы РФ по безопасности он сообщил представителям СМИ, что располагает достоверной информацией о скорой отмене режима контртеррористической операции (КТО), действующего в отношении республики с 1999 г. Основанием для подобной уверенности могла стать встреча главы Чечни с премьер-министром Владимиром Путиным 20 марта, в ходе которой обсуждались вопросы финансирования процесса восстановления республики в условиях кризиса.

Подчеркивая, что «с боевиками в Чечне покончено», Кадыров стремится приобрести новые рычаги влияния и увеличить объем контролируемых экономических ресурсов.

На сайте публикуется фрагмент из еженедельного аналитического обзора Центра политической конъюнктуры России "Регионы России: выборы, собственность, власть"

В полной версии обзора:

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ 23.03.2009-29.03.2009
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЪЮНКТУРА НЕДЕЛИ
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ «РЕЗЕРВ»
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМЫ «ЭЛИТНОГО КЛУБА»
ИНВЕСТИЦИИ В РЕГИОНЫ: СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ ЯКУТИИ
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА: МЕСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО МАСШТАБА
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ В ЧЕЧНЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ КОМПАНИИ

По вопросам подписки на обзор обращайтесь в Управление внешних связей ЦПКР по телефону 8-495-7480809

КОНТАКТЫ

+7 (495) 748-08-09

[email protected]
Схема проезда

Новости часа
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги