О компании Продукты Услуги События Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
О компании
ФНЭБ


Госдума
07.11.2009
07.11.2009
08.11.2009
08.11.2009
12.11.09
 
Новости дня:
22:04  Главу МИД РФ изумила Польша           21:45  Вирус гриппа A/H1N1 не мутировал           20:39  Названа зарплата Николя Саркози           20:22  Лукашенко пожалел Тимошенко           19:58  Лукашенко не боится свиного гриппа          
 
Главная \ Аналитические комментарии \ "Туманные" перспективы общеевропейского договора в контексте интересов России: Внешняя политика с 9 по 15 июня 2008 года
"Туманные" перспективы общеевропейского договора в контексте интересов России: Внешняя политика с 9 по 15 июня 2008 года

Минувшая неделя прошла под знаком внешнеполитических инициатив Дмитрия Медведева. В частности, экспертами и аналитиками подводились итоги выступления российского президента в Санкт-Петербурге на XII Международном экономическом форуме. Позже глава РФ принял участие в X Всемирном конгрессе русской прессы. Анализ выступлений Дмитрия Медведева позволяет предположить, что в условиях переформатирования власти в РФ внешняя политика будет выстраиваться исходя из распределения ролей внутри властного тандема «Путин-Медведев».

Нынешние политические и аффилированные с ними бизнес-элиты РФ характеризует ориентация на aЗапад, вследствие чего ЕС и США остаются приоритетными направлениями российской внешней политики, несмотря на периодические «азиатские маневры» Москвы. Вместе с тем опыт предыдущих лет вынуждает российское руководство искать оптимальные способы взаимодействия и инкорпорирования в западное (преимущественно европейское) политико-экономическое сообщество с минимальными для себя издержками.

В качестве схемы «проникновения» на Запад избрана тактика «кнута и пряника», которая призвана обеспечить, с одной стороны, реализацию российских корпоративных интересов, а с другой – «либерализовать» образ России. В этой схеме президенту Дмитрию Медведеву отведена роль «доброго полицейского», смягчающего сдержанной риторикой жесткие механизмы давления на партнеров, реализуемые премьер-министром Владимиром Путиным.

Новой внешнеполитической задачей Москвы является оптимизация отношений с ведущими государствами Евросоюза, тогда как «американское направление» вследствие большей «закрытости» элит США для сотрудничества отодвигается на второй план.

Условное разделение Запада на США и ЕС (в структуре которого особое внимание уделяется европейским «локомотивам» - Германии, Франции и Италии, а также умеренно настроенным по отношению к России малым странам Европы) обусловлено несколькими факторами. Прежде всего, это традиционно более тесное взаимодействие российских и европейских политико-экономических структур; во-вторых, наличие у Москвы механизмов инкорпорирования в европейские элиты (например, провозглашение России гарантом международной энергетической безопасности и взаимная заинтересованность сторон в тесном энергетическом партнерстве).

Москву также не устраивает традиционно критическое восприятие США российской политической действительности, выражающееся в регулярных «обвинительных» докладах Госдепартамента США о состоянии прав и свобод человека в РФ и т.д. В частности, на прошлой неделе появился очередной отчет, посвященный работорговле, в котором особое внимание было уделено России (что в принципе достаточно тенденциозно). Появление этого доклада в канун европейского турне Джорджа Буша свидетельствует о том, что Белый дом, независимо от предстоящей реконфигурации российской власти, намерен проводить по отношению к Москве жесткую политику. Это, кстати, подтверждают и высказывания на данный счет основных претендентов на президентский пост в США - Барака Обамы и Джона Маккейна.

Такое предположение можно сделать, основываясь на выступлении российского президента в рамках Всемирного конгресса русской прессы, где он призвал страны Европы разработать общеевропейский договор о безопасности. Основной аргумент российского президента в пользу данной инициативы – неспособность НАТО («первую скрипку» в котором играют США) обеспечить необходимый уровень безопасности в Европе.

Президент США на минувшей неделе совершил турне по Европе, начавшееся в Словении на саммите ЕС-США. В центре внимания Джорджа Буша и европейских лидеров традиционно находились проблемы международной безопасности, ситуация вокруг «иранского ядерного досье», перспективы мирного урегулирования кризиса в Ираке, грузино-абхазский конфликт.

В условиях лишь относительного снижения напряженности в американо-европейских отношениях, возникшей после вторжения США в Ирак, стороны были вынуждены ограничиться обсуждением беспроблемных для всех вопросов.

В этой связи итоги саммита нельзя назвать удачными для Вашингтона. В частности, в американской прессе появилась информация о том, что США пытались заручиться поддержкой единой Европы в вопросе размещения элементов своего противоракетного щита в Чехии и Польше. Согласно этой информации, Вашингтон и Брюссель должны были выступить с совместным заявлением о том, что они «одобряют трансатлантические усилия, направленные на создание противоракетной защиты». Однако Евросоюз отклонил это предложение, и единственным компромиссом Брюсселя стало включение в текст итоговой декларации формулировки, которая говорит о «стремлении ЕС более активно и сплоченно способствовать международной безопасности». Иными словами, США не удалось добиться прямой поддержки Евросоюза. В условиях подобного «фиаско» главе Белого дома пришлось обсуждать с лидерами ЕС вопросы, не вызывающие у них явного сопротивления.

Резюмируя сказанное Джорджем Бушем и его коллегами из ЕС, можно утверждать, что европейское турне главы американского Белого Дома изначально не предполагало выработки стратегических решений и формулирования принципиальных задач. Дело в том, что европейский политический бомонд сосредоточился на ожидании исхода президентской гонки в США, вследствие чего избегает разрабатывать с нынешней республиканской администрацией новые долгосрочные проекты.

Вместе с тем визит Джорджа Буша в Евросоюз был призван в очередной раз подтвердить «прочность» на континенте позиций «атлантического сотрудничества»: не случайно американская делегация посетила такие условно лояльные США европейские державы как Германия и Франция.

Интрига заключалась в том, насколько подчеркнуто «проамерикански» будет держаться президент Франции Николя Саркози на фоне его недавних «приятельских» переговоров с Владимиром Путиным.

Что касается визита Джорджа Буша в Италию и переговоров с премьер-министром Сильвио Берлускони, то главе США необходимо заручиться поддержкой Рима с тем, чтобы Италия заняла более жесткую позицию по отношению к «иранской ядерной программе» и усилила свое военное присутствие в Афганистане.

Берлускони в 2003 году уже оказал поддержку США в иракской кампании, и теперь Вашингтон надеется на повторение дипломатического успеха на иранском направлении. Несмотря на не очень активную поддержку, Буш все же надеется найти как можно больше европейских союзников с тем, чтобы изолировать Тегеран, а также и увеличить военное присутствие войск своих союзников в Афганистане под предлогом борьбы с талибами и «Аль-Каедой».

13 июня в Ирландии состоялся референдум по вопросу одобрения лиссабонского соглашения - альтернативы общеевропейской конституции, отвергнутой жителями Франции и Нидерландов в 2005 году. Согласно итогам народного волеизъявления в Ирландии, 53,4% проголосовали «против», а 46,6% - «за». Решение граждан Ирландии обусловлено, во-первых, пассивной информационной пропагандой руководства (об этом свидетельствует незначительная разница в голосах), а во-вторых, «рискованным» механизмом голосования – через референдум, в то время как остальные 26 государств обязаны подвергнуть договор процедуре ратификации парламентом.

Лиссабонский договор провозглашен альтернативой Конституции, которая, по мнению французов, подавляла национальное самосознание граждан европейских стран, вследствие чего не могла стать универсальным общеевропейским институтом. Документ, одобренный в ходе прошлогоднего неформального саммита в португальской столице, считается компромиссным вариантом, в процессе обсуждения которого участники постарались учесть интересы как «локомотивов» европейской интеграции, так и «новичков».

Состоявшаяся 10 июня встреча министров энергетики стран G8 в японском городе Аомори обозначила существующие проблемы в обеспечении международной энергетической безопасности. Из всех участников клуба только Россия, не являющаяся представителем «западного мира», выражает интересы поставщиков энергоресурсов.

Задачей собравшихся была выработка пакета предложений странам-экспортерам энергоресурсов по увеличению добычи нефти и газа с целью остановки роста цен на эти товары. Однако участникам саммита не удалось прийти к общему знаменателю вследствие расхождения геополитических интересов. В частности, против идеи увеличения добычи углеводородов высказался министр энергетики РФ Сергей Шматко. Проблема международной энергетической безопасности заявлена как центральная тема переговоров лидеров стран «большой восьмерки» в Токио.

Однако согласно заявлению руководства ОПЕК, картель не намерен повышать добычу вплоть до сентября текущего года.

На минувшей неделе в Сербии по итогам досрочных парламентских выборов 11 мая был сформирован новый состав Народной Скупщины. Однако заседание парламента ввиду отсутствия необходимого большинства перенесено на неопределенный срок: прошедшие в состав Скупщины партии до сих пор не заключили договор о коалиции. Точная дата ее утверждения не известна, но это будет сделано на собрании, которое формально будет считаться продолжением начавшегося 11 июня учредительного заседания.

На формирование парламентского большинства претендуют демократы во главе с президентской коалицией «За европейскую Сербию - Борис Тадич» и противостоящий им «Народной блок» во главе с Сербской радикальной партией Томислава Николича и Демократической партией Сербии премьер-министра Воислава Коштуницы. «Золотой акцией» обладают сербские социалисты Ивицы Дачича, однако, пока не воспользовались ею, ведя политический торг с «державниками» и либералами на предмет предоставления им наиболее выгодных коалиционных условий.

КОНТАКТЫ

+7 (495) 748-08-09

[email protected]
Схема проезда

ПРОДУКТЫ

Аналитическая серия

Еженедельные обзоры

Региональные обзоры

Аналитические доклады
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги