О компании Продукты Услуги Календарь событий Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
О компании
ФНЭБ
02.04.2009
02.04.2009
03.04.2009
03.04.2009
Главная \ Аналитические комментарии \ Позиция по Южной Осетии как условие "дружбы" с Россией: внешняя политика с 18 по 24 августа 2008 года
Позиция по Южной Осетии как условие "дружбы" с Россией: внешняя политика с 18 по 24 августа 2008 года

На минувшей неделе Россия начала вывод войск из Грузии в соответствии с шестью принципами (планом) Дмитрия Медведева, озвученными им на встрече с французским президентом Николя Саркози. 13 августа этот план был одобрен на специально созванной в Брюсселе встрече министров иностранных дел 27 государств Евросоюза. Комментируя план Саркози-Медведева, глава МИД России Сергей Лавров настаивал на том, что эти принципы должны принять стороны конфликта, осетины, абхазы и грузины. Поэтому в Москву для подписания документа были приглашены Сергей Багапш и Эдуард Кокойты.

Ранее Дмитрий Медведев посчитал необходимым публично обозначить российскую позицию по шестому пункту согласованного плана. Речь идет о том, что в первоначально разработанных принципах, в их московском варианте, разработанном Саркози и Медведевым, последний пункт предполагал начало международного обсуждения статуса непризнанных республик. Это могло трактоваться как готовность к отказу от безусловного признания территориальной целостности Грузии.

При этом важно отметить, что для Вашингтона проблема территориальной целостности Грузии, да и режим Михаила Саакашвили в целом - вещи малозначимые (если посмотреть на ту часть информационной кампании, в которой грузинский президент представлен в весьма сомнительном виде), поэтому не исключен в будущем такой сценарий - уход в отставку Саакашвили в обмен на уступки со стороны России. Между тем Москве, как это ни парадоксально, пока выгодно, чтобы Саакашвили остался - для России он вполне «просчитываемый» политик, несмотря на его импульсивность, к тому же, в статусе «проигравшего», что на Кавказе является существенным дискредитирующим фактором. «Посадить» в Тбилиси лояльного себе президента у России пока нет никаких шансов - на сегодняшний день вся грузинская политическая элита ориентирована на Запад.

Москве одновременно выгодно и невыгодно признание независимости республик на территории Грузии. Признание независимости этих регионов существенно подорвало бы внутриполитические позиции Михаила Саакашвили: уже сейчас оппозиция обвиняет его в провале югоосетинской операции. Действия Саакашвили раскритиковала и экс-спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе. Судя по всему, грузинское руководство психологически готово к признанию независимости самопровозглашенных республик со стороны РФ, однако всячески выражает свое возмущение, рассчитывая на новый виток антироссийской кампании на Западе. По словам главы МИД Грузии Эки Ткешелашвили, данное решение РФ не будет иметь юридических последствий, поскольку Москва, по ее мнению, окажется в одиночестве.

В то же время вовлечение Абхазии и Южной Осетии в экономические проекты России без юридического признания их самостоятельности позволяет Москве не провоцировать общественное мнение на Западе, на которое ориентируются российские элиты. К тому же Россия автоматически снимает с себя решение аналогичного «приднестровского вопроса».

Вместе с тем важно отметить, что Абхазия и Южная Осетия в марте 2008 года уже предпринимали попытку добиться от Москвы признания своего суверенитета. 7 марта депутаты абхазского Народного собрания (парламента) приняли два соответствующих обращения. Первое было адресовано ООН, ЕС, ОБСЕ и всем странам мира, а второе - Федеральному собранию РФ. Руководство непризнанной республики мотивировало свое решение «косовским прецедентом». Тогда Госдума РФ ограничилась слушаниями и соответствующим обращением к президенту, однако высшее руководство страны проигнорировало обращение Сухума и Цхинвала. Судя по всему, тогда Москва заняла выжидательную позицию, предпочитая оставаться над «схваткой», одновременно накачивая эти регионы экономически.

Что касается нынешней ситуации, то, судя по всему, окончательное решение еще не принято. Даже в случае положительного «вердикта» ГД и Совета Федерации РФ он не гарантирует одобрения на высшем уровне. Об этом свидетельствует затянувшееся молчание российского руководства относительно статуса самопровозглашенных республик после кавказского конфликта.

Министерство обороны РФ уведомило НАТО о временном приостановлении сотрудничества с альянсом. По словам постоянного представителя РФ при организации Дмитрия Рогозина, данное решение носит временный характер и будет оставаться в силе «до принятия политическим руководством России особого решения на этот счет. Решение распространяется на визиты военных делегаций и проведение совместных учений».

В данном случае сработал принцип «кто кого»: судя по всему, Москве важно был опередить своих партнеров из альянса в демонстрации «обиды» и наличия у нее политической воли для подобного рода «жестких мер». Не исключено, что если бы Россия не нанесла «превентивный удар» по политическим позициям НАТО, подобного рода шагов следовало бы ожидать уже от самого альянса. Тем более, что по инициативе США и ряда европейских стран прекратил свою работу Совет «Россия-НАТО». Любопытно, что и эта мера со стороны альянса также была названа временной. Таким образом, стороны все-таки проявляют осторожность, оставляя себе шансы «отыграть назад» в случае изменения внешнеполитической конъюнктуры (например, появления серьезной террористической угрозы в отношении одной из сторон конфликта).

Теперь же «замораживание» совместной работы позволило российской стороне перехватить инициативу у Брюсселя и продемонстрировать отсутствие у Москвы острой потребности в сотрудничестве (предполагается, что это автоматически должно возродить дискуссии о дееспособности НАТО).

В целом же принятое решение во многом обусловлено тем, что РФ перестала получать дивиденды от совместной работы с альянсом. В частности, в прошлом году ей не были предоставлены гарантии безопасности в качестве «компенсации» за невыход из ДОВСЕ (в итоге Москва все-таки дезавуировала указанный Договор). На последнем (апрельском) саммите в Бухаресте все участники единогласно проголосовали за размещение американской системы ПРО в Восточной Европе. А накануне решения РФ о приостановлении всего международного сотрудничества в военной области с НАТО альянс отказался от совместных с Россией учений «Активные усилия» в Средиземном море.

Предположительно, Россия может пойти дальше и ввести запрет на транзит невоенных грузов НАТО в Афганистан через свою территорию. Глава МИД РФ Сергей Лавров, к слову, уже упоминал это обстоятельство как важную составляющую в деле кооперации РФ и НАТО. Однако данный шаг серьезно не отразится на присутствии войск альянса в проблемном регионе. Опять же по итогам последнего саммита желание предоставить соответствующий коридор выразил, казалось бы, «пророссийский» Узбекистан.

На минувшей неделе заместитель главы секретариата президента Украины Андрей Кислинский заявил, что в правоохранительные органы переданы материалы дела «о признаках государственной измены и политической коррупции» в действиях премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. По словам Кислинского, руководство РФ заключила с Тимошенко сделку, пообещав поддержку на президентских выборах в обмен на пассивную позицию партии премьера Блок Юлии Тимошенко в конфликте между Россией и Грузией.

В последнее время Юлия Тимошенко действует не в типичном для себя ключе: если ранее она была активно вовлечена во внешнеполитические проекты Украины, нередко представляла страну на международной арене (можно вспомнить ее регулярные визиты в США и страны ЕС, где Тимошенко лоббировала вступление своей страны в евроатлантические структуры, а также то, что являлась ключевым переговорщиком от страны по ВТО), то теперь «оранжевая принцесса» самоустраняется от обсуждения вопросов, которые могут вызвать обострение отношений с РФ.

В Сочи состоялись переговоры Дмитрия Медведева и президента Сирии Башара Асада. Ключевая тема обсуждения - военное сотрудничество РФ и Сирии. В условиях растущей напряженности в отношениях между Россией и Украиной вокруг базы черноморского флота РФ в Севастополе в СМИ появились информационные вбросы о возможном перемещении базы ВМФ РФ в сирийский порт Тартус. Позже такую возможность озвучил и сирийский президент накануне своих переговоров с Медведевым.

Правда, по словам официальных лиц РФ и Сирии, в ходе состоявшихся переговоров такой вопрос не поднимался, однако его актуализация в медиа-пространстве имела, прежде всего, геополитический подтекст. В условиях обострения отношений между Россией и рядом стран Запада Москве необходимо продемонстрировать наличие у нее пространства для маневра. «Запасной аэродром» в «антиамериканской» Сирии может стать ответом НАТО (прежде всего, США) на тесное вовлечение альянса в кавказский конфликт.

18 августа президент Пакистана Первез Мушарраф заявил о своем уходе в отставку. Тем самым он избежал процедуры импичмента, которую была намерена инициировать в его отношении победившая на февральских выборах коалиция Пакистанской народной партии Асифа Зардари (мужа погибшей Беназир Бхутто) и Мусульманской лиги Наваза Шарифа. Убийство Бхутто в конце декабря прошлого года позволило оппозиции получить дополнительные «протестные» голоса избирателей. Именно эти силы и будут бороться за ключевые посты в пакистанской системе власти. Вместе с тем, особенностью политической системы страны является невозможность абсолютного доминирования одной группировки, поскольку это породит новую волну внутриэлитного противостояния.

Уход в отставку пакистанского президента обусловлен рядом внутри- и внешнеполитических факторов.


На сайте публикуется фрагмент из еженедельного обзора Центра политической конъюнктуры России "Внешняя политика России: интересы, инструменты, стратегии"

В полной версии обзора:

Россия пошла на "принципиальные" уступки Западу

Россия и НАТО: имитация "холодной войны"

Украина и Белоруссия: политические торги России в СНГ

Сирия играет на противоречиях РФ и стран Запада

Лояльный США режим Первеза Мушарафа не справился с внутриэлитной конкуренцией


По вопросам подписки на обзор обращайтесь в Управление внешних связей ЦПКР по телефону 7-499-7887764

КОНТАКТЫ

+7 (495) 748-08-09

[email protected]
Схема проезда

Новости часа
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги