О компании Продукты Услуги Календарь событий Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
О компании
ФНЭБ
27.06.2008
28.06.2008
29.06.2008
30.06.2008
14.06.08 
Главная \ Аналитические комментарии \ Президент и премьер-министр форсируют российскую "газовую" дипломатию: внешняя политика с 19 по 25 мая 2008 года
Президент и премьер-министр форсируют российскую "газовую" дипломатию: внешняя политика с 19 по 25 мая 2008 года

Свое первое зарубежное турне в ранге президента Дмитрий Медведев начал с Казахстана и Китая. Впервые о намерении посетить эти страны глава государства объявил в ночь после выборов 2 марта 2008 г. К тому же Медведев неоднократно подчеркивал, что СНГ останутся приоритетным направлением российской внешней политики и после ухода Владимира Путина с поста главы РФ.

В общей сложности в течение недели Медведев провел три встречи с лидерами азиатских республик (несколько ранее в Москве он принимал главу Монголии Намбарына Энхбаяра) и лишь одну с представителем европейской политической элиты – министром иностранных дел ФРГ Франком Вальтером Штайнмайером. Однако примечательно, что первой европейской страной, которую Дмитрий Медведев намерен посетить, станет именно Германия (тем самым подчеркивается преемственность курса Владимира Путина на стратегическое партнерство с Берлином).

Акцентировка внимания на азиатском направлении обусловлена стремлением нового президента России дезавуировать имидж «западника», сложившийся по итогам его работы в российском правительстве. В этих условиях ему необходимо продемонстрировать многовекторный характер внешней политики страны и диверсификацию международных контактов.

Ранее в СМИ циркулировали слухи о том, что право первой из стран СНГ принять российского президента будет предоставлено Армении как еще одному достаточно лояльному Москве государству на постсоветском пространстве. Однако «закавказская» политика (за исключением, разве что проблемы «непризнанных республик») не является приоритетной в российской дипломатии, а интересы России в Армении - «непрофильны» для Дмитрия Медведева. К тому же российскому главе на старте президентской карьеры с психологической точки зрения проще вести диалог с теми лидерами, с которыми ранее у Владимира Путина установились наиболее доверительные отношения.

Казахстан и Китай являются активными участниками Шанхайской организации сотрудничества, на которую Россия возлагает надежды как на возможность реализовать свои геополитические интересы в Азии. Параллельно угроза «восточной» альтернативы используется Москвой для давления на руководство ЕС как основного потребителя энергоресурсов, поставляемых из России. Москве необходимо создать (прежде всего, у европейцев) впечатление, что путь на Восток станет основным вектором российской международной политики на ближайшие четыре года. Это призвано лишить потребителей из ЕС иллюзий относительной возможности получать центральноазиатские ресурсы (в том числе и казахстанские) напрямую, минуя Россию.

В ходе своего визита в Казахстан Дмитрий Медведев заявил, что партнерство в топливно-энергетическом секторе остается приоритетным в отношениях двух стран. Это заявление дает основания утверждать, что ключевой целью его посещения РК являлось форсирование российской «газовой» дипломатии в условиях угрозы диверсификации Казахстаном рынков сбыта энергоресурсов.

В частности, по итогам переговоров было подписано соглашение о сотрудничестве двух стран в строительстве Прикаспийского газопровода и о расширении мощностей трубопровода «Средняя Азия-Центр». Это можно назвать практически единственной дипломатической «победой» Дмитрия Медведева в Казахстане, поскольку на повестку дня Астаной не был поставлен главный вопрос – создание совместного Единого экономического пространства. Предположительно, этот вопрос будет поднят в июле этого года, на праздновании 10-летия Астаны, куда уже приглашен премьер-министр Владимир Путин.

Перспективы привлечения главы правительства России к обсуждению создания ЕЭП дают основания утверждать, что казахстанское руководство пока не в полной мере готово обсуждать с Медведевым амбициозные экономические проекты, по-прежнему ориентируясь на Путина (проект ЕЭП был инициирован казахстанской стороной).

21 мая в Грузии состоялись досрочные парламентские выборы, которые стали разве что поводом для перераспределения влияния внутри партий «второго эшелона», но в целом не повлияли на политический пейзаж Грузии. По данным ЦИК республики, правящая пропрезидентская партия «Единое национальное движение» получила в парламенте конституционное большинство – 120 мандатов из 150. Объединенная оппозиция Грузии (ООГ) завоевала 16 мандатов, по шесть – Христиан-Демократическое движение и Лейбористская партия. Два кандидата от Республиканской партии прошли в парламент по мажоритарной системе, однако сама партия не преодолела 5-процентный барьер.

Таким образом, Михаилу Саакашвили удалось повторить ситуацию января 2008 года, когда на президентских выборах, несмотря на массированную антиправительственную кампанию оппозиции, ему удалось успешно отразить ее натиск и реализовать процесс собственной легитимации.

Успех, казалось бы, ранее дискредитированной пропрезидентской партии объясняется следующими факторами. Во-первых, в Грузии, по традиции, был задействован административный ресурс (в частности, ограничение доступа оппозиции к государственным СМИ, в некоторых случаях, судя по заявлениям наблюдателей, не обошлось без прямых подтасовок); во-вторых, Саакашвили ранее удалось избавиться практически от всей внутрипартийной оппозиции в лице экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе и экс-министра обороны Ираклия Окруашвили. И, наконец, в-третьих, им был успешно обыгран фактор внешнего вмешательства со стороны России (ситуация вокруг Абхазии), что в значительной степени предопределило предпочтения грузинского электората.

Обеспечив своей партии конституционное большинство в парламенте, Саакашвили попытается провести поправки к Конституции, которые по истечении срока его президентских полномочий в 2013 году позволят ему вернуться во власть в ранге премьер-министра и сохранить практически всю полноту власти, забрав часть полномочий у главы государства.

Есть основания предполагать, что в результате достигнутых в краткосрочной перспективе договоренностей однопартийцев Саакашвили и представителей оппозиции, прошедших в парламент, властям удастся минимизировать риски «демаршей» в будущем. В частности, одним из механизмов давления ООГ на власть была угроза бойкотировать работу парламента. Однако неспособность оппозиционеров мобилизировать электорат в ночь после выборов свидетельствует о слабой общественной поддержке антиправительственных действий со стороны «народных масс», и в итоге вынудит их пойти на компромисс с властями.

Визит президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова в Азербайджан соответствует новой внешнеполитической стратегии центральноазиатской республики. Эта стратегия характеризуется курсом на многовекторность с установлением партнерских отношений с бывшими геополитическими конкурентами.

Самые принципиальные споры Ашхабада и Баку – неурегулированность морских границ на Каспии и, соответственно, спор за принадлежность нефтегазового месторождения «Кяпяз» (которое туркменская сторона считает своим и называет «Сардар»), а также задолженность Азербайджана перед Туркменией за импортированный газ в начале 90-х годов. Согласно сейсморазведочным данным, предполагаемые запасы на месторождения составляют 80 млн. тонн нефти и 32 млрд. кубометров газа.

Однако по итогам визита президента Туркменистана в Азербайджан стало ясно, что Баку готов создать Бердымухаммедову все условия для сотрудничества в энергетической сфере. В частности, речь идет о проведении совместных разведывательных работ в нефтегазовой отрасли, а также объединении инфраструктур морских месторождений Азербайджана и Туркменистана.

На минувшей неделе в Минске состоялся саммит глав правительств стран СНГ, в котором принял участие и премьер-министр РФ Владимир Путин. Минск стал первым пунктом международного визита нового главы российского правительства. В рамках саммита Путин провел переговоры, в том числе, с главой украинского Кабинета министров Юлией Тимошенко. Последний раз политики общались напрямую в феврале, тогда же обсуждались итоги российско-украинских договоренностей о поставках газа.

Показательно, что актуальные энергетические вопросы с президентского уровня перешли на премьерский, притом, что до инаугурации Дмитрия Медведева ключевым «переговорщиком» по энергетике от России был опять же Владимир Путин. Это дает основания предполагать, что в нынешней конфигурации власти в РФ произошло своего рода «разделение труда»: имиджевые и «общеполитические» вопросы на международной арене курирует Медведев, экономические и «конкретнополитические» - Путин.

На прошлой неделе экс-президент Франции Жак Ширак был объявлен лауреатом Государственной премии РФ в области гуманитарной деятельности. Награждение состоится 12 июня в Москве. Бывший французский президент известен как последовательный союзник России в Евросоюзе. Во время его нахождения у власти в Европе был создан неформальный треугольник «Москва-Париж-Берлин», после чего аналитики-международники стали говорить о снижении американского политического присутствия в ЕС. К слову, свой первый визит за пределы СНГ Владимир Путин планирует совершить именно во Францию.

Однако после того как на смену прежним элитам во Франции и ФРГ к власти пришли евроатлантисты, ситуация несколько изменилась. По устоявшейся европейской традиции умеренные правые традиционно проявляют симпатии к Вашингтону, тогда как политики левого «спектра» настроены на сближение с Москвой.

Новости часа
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги