О компании Продукты Услуги События Медиа-присутствие Досье TOP-200
Сделать домашней страницей Версия для печати Карта сайта
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Логин:
Пароль:
О компании
ФНЭБ


Госдума
07.11.2009
07.11.2009
08.11.2009
08.11.2009
12.11.09
 
Новости дня:
22:04  Главу МИД РФ изумила Польша           21:45  Вирус гриппа A/H1N1 не мутировал           20:39  Названа зарплата Николя Саркози           20:22  Лукашенко пожалел Тимошенко           19:58  Лукашенко не боится свиного гриппа          
 
Главная \ Аналитические комментарии \ Итоги европейской "презентации" Дмитрия Медведева и новые ориентиры России в СНГ: внешняя политика с 23 по 29 июня 2008 года
Итоги европейской "презентации" Дмитрия Медведева и новые ориентиры России в СНГ: внешняя политика с 23 по 29 июня 2008 года

Дмитрий Медведев впервые в качестве президента РФ принял участие в саммите Россия-ЕС, состоявшемся в Ханты-Мансийске. Для главы государства это первая крупная международная «презентация», вследствие чего европейские чиновники ожидали услышать от хозяина встречи ряд программных тезисов. Саммит изначально не предполагал выработки долгосрочных решений, а объявление Дмитрия Медведева о начале переговоров с ЕС по вопросу большого политического договора было предсказуемо: положительное разрешение интриги трактуется лояльными власти СМИ как внешнеполитическая победа нового президента.

В этой связи ключевым событием встречи на уровне информационной пропаганды и стало объявление о начале переговоров по поводу подписания нового базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Таким образом, был дан дополнительный импульс российско-европейским отношениям в новых геополитических реалиях. Не исключено, что российское руководство будет трактовать данное решение еще и как победу российских лоббистов над европейскими «неофитами» - Польшей и Литвой, периодически налагавшими вето на начало консультаций по СПС по «конъюнктурным» мотивам.

В настоящее время новое российское руководство использует принцип «кнута и пряника» в отношении европейских партнеров. «Мягкий» подход, олицетворяемый президентом РФ, несет в себе смягчение внешнеполитической риторики и стилистики (например, предложение Дмитрия Медведева создать независимую от «проамериканской» НАТО европейскую систему безопасности, позитивные оценки будущего российско-европейских отношений, вплоть до обещаний упростить визовый режим). «Жесткий» подход («курирует» Владимир Путин) - Россия отказывается пересматривать стратегию энергетической экспансии и прибегает к «силовым приемам» в отношении европейских партнеров (в этом плане можно назвать недавнее ограничение поставок мяса из семи стран ЕС, включая Германию и Францию, что уже вызвало негативную реакцию Брюсселя).

Для Брюсселя старт длительного процесса согласования условий сторон обернулся кризисом европейского единства, поскольку именно с момента первого польского «демарша» осенью 2006 года актуализировался вопрос о целесообразности дальнейшего расширения ЕС.

Фактически Дмитрий Медведев обозначил программные тезисы еще накануне саммита в большом интервью агентству Reuters, в котором он обрисовал перспективы российско-европейских отношений. Президент РФ отметил, что ключевым совместным проектом остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Между тем процесс подготовки к началу совместных консультаций долгое время шел медленными темпами, что во многом было обусловлено низкой активностью, как российских, так и европейских лоббистов.

Дело в том, что Москва традиционно предпочитает выстраивать отношения со своими европейскими партнерами в двустороннем формате, прохладно относясь к взаимодействию с «единой Европой».

На первых порах президентства Дмитрия Медведева Россия, предположительно, будет придерживаться избранной тактики давления на европейские элиты. Жесткость принимаемых решений будет объясняться преемственностью внешнеполитического курса Владимира Путина на отстаивание «национальных интересов». Стоит отметить, что большинство проблем, сопровождавших все последние переговоры России и ЕС, по итогам саммита остались нерешенными.

Так Россия настаивает на формальных и рамочных условиях соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Между тем, в интересах Европы - более детальный и конкретный характер договора, так как она заинтересована вдиверсификациисвоего энергетического рынка.Вследствие этого Брюссель настаивает назаконодательном подтверждении статуса России на энергорынке Европы. Данный вопрос отсылает РФ к подписанию Энергетической хартии, с положениями которой Москва категорически не согласна.

По всей видимости, подписание соглашения стоит ожидать не ранее чем через 2 года. Причем к тому времени характер переговоров серьезно изменится из-за вступления России в ВТО. Однако в этом случае новые проблемы могут окончательно поставить под сомнение идею общего договора, превратив его в «формальность» как для Москвы, так и для Брюсселя.

Интрига встречи в столице Югры, помимо начала переговоров о новом базовом документе, состояла в позиции Евросоюза относительно урегулирования грузино-абхазского конфликта.

На минувшей неделе состоялся двухдневный официальный визит президента Армении Сержа Саркисяна в Россию. Глава Армении встретился с президентом, премьер-министром РФ и главами обеих палат парламента. Любопытно, что накануне визита Саркисяна в Москву армянская оппозиция провела в Ереване многотысячный митинг с требованием пересмотреть итоги состоявшихся 19 февраля президентских выборов. Во главе митингующих, как и прежде, находился первый руководитель республики Левон Тер-Петросян.

Между тем мобилизация оппозиции именно в эти дни обусловлена и рядом иных факторов: на днях армянскаяделегация приняла участие в заседании сессииПАСЕ (на котором обсуждался вопрос о возможном лишении Армении права голоса в этой организации за «нетранспарентность» прошедших выборов), а в самой Армении проходит Неделя НАТО.

Новое армянское руководство обладает способностью поддерживать баланс в отношениях с Россией и другими геополитическими игроками. Ереван уже заручился обещаниями инвестиций, прежде всего, со стороны Москвы. Но продвижение российских интересов в Армении упирается в проблему закрытого транспортного сообщения с Турцией и отсутствия железнодорожного пути в РФ через Грузию и территорию Абхазии. Поэтому для Армении сейчас важными представляются не столько российские инвестиции, сколько дипломатические усилия России в разблокировании коммуникаций (в частности, Транскавказской магистрали).

При этом Саркисян спустя некоторое время после своего избрания сделал громкое заявление о готовности начать диалог с Турцией без всяких условий, тогда как ранее «камнем преткновения» для сторон оставался вопрос о признании турками геноцида армян в 1915 году.

Со своей стороны, Россия ожидает долгосрочного пребывания Армении в «своем» геополитическом лагере - ОДКБ.

После длительных дискуссий и консультаций в Сербии разрешилась одна из долгих интриг последнего времени: представители блока «За европейскую Сербию» во главе с президентом страны Борисом Тадичем достигли принципиального соглашения об образовании коалиции большинства в Скупщине и формировании правительства с блоком левых партий, который возглавляет Социалистическая партия Сербии (СПС) Ивицы Дачича.

Социалисты до последнего скрывали свои планы, а накануне принятого решения даже заверили «державников» в отсутствии каких-либо договоренностей с их конкурентами-либералами. Предположительно, решающим аргументом в пользу союза с Тадичем стали обещания кадрового характера - социалисты рассчитывают получить пост главы Национальной Скупщины (чего в итоге добились), а также ряд министерских постов.

По информации сербских СМИ, лидеры СПС Ивица Дачич и Йован Керкобабич претендуют на должности вице-премьеров по безопасности и социальным вопросам соответственно.

29 июня в Монголии состоялись парламентские выборы. Согласно данным соцопросов, правящая Монгольская Народно-Революционная партия (стоящая на левой идеологической платформе) незначительно уступала оппозиционным «прозападным» демократам. Складывающаяся конъюнктура не соответствует интересам России, поскольку нынешнее монгольское руководство в целом ориентируется на сотрудничество с Москвой.

Несмотря на отсутствие в Монголии значимых природных ресурсов, территория республики является объектом острой конкурентной борьбы крупных геополитических игроков. В настоящее время страна находится в сфере российских интересов, однако за переход республики под свой контроль борются Китай и США, рассматривая Улан-Батор как плацдарм для своей «азиатской» экспансии.

После распада СССР и «социалистического лагеря» на Монголию также претендуют Южная Корея и Япония. Однако Россия в силу исторически предпосылок воспринимается в Монголии как более серьезный и выгодный партнер. В свою очередь, РФ учитывает геополитический и военно-стратегический фактор - МР граничит с Китаем, а тесное сотрудничество Москвы и Улан-Батора призвано усилить российское присутствие вблизи КНР.

Россия продолжает привлекать потенциальных союзников на постсоветском пространстве выгодными для них экономическими проектами. Наиболее интенсивно данная «кампания» идет по двум направлениям – в Азербайджане и Туркменистане. Беспокойство Москвы вызывает то обстоятельство, что новый президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов, в отличие от своего предшественника, делает ставку на интересы различных партнеров, в то время как Сапармурат Ниязов ориентировался преимущественно на Россию. Сейчас приоритетом внешней политики Ашхабада является ориентация сразу на несколько конкурирующих между собой игроков – преимущественно на Россию, США и Китай.

Подобная диверсификация обусловливает рост опасений Москвы по поводу трудностей, которые могут возникнуть в случае отсутствия привлекательных для Ашхабада контрактов.

КОНТАКТЫ

+7 (495) 748-08-09

[email protected]
Схема проезда

ПРОДУКТЫ

Аналитическая серия

Еженедельные обзоры

Региональные обзоры

Аналитические доклады
Наши услуги
Экспертиза
Политический консалтинг
Мониторинг
Разработка стратегий
Проведение избирательных кампаний
Форум молодёжных элит стран СНГ
Книги