Законопроект о зонах территориального развития предполагает введение «специальных правовых режимов» (налоговые льготы и пр.) для предпринимательской и иной экономической деятельности. Создавать «зоны развития» предполагается в депрессивных с социально-экономической точки зрения субъектах федерации. Общая цель преобразований остается прежней – сокращение диспропорций в развитии экономики российских регионов.
Идея создания зон территориального развития в «депрессивных» регионах выглядит спорно. Проблема экономической дифференциации регионов актуальна в международном масштабе: «контрасты» внутри стран продолжают усиливаться, различия лишь в темпах роста неравенства - в развитых странах они существенно ниже, чем в «догоняющих». При этом опыт европейских стран показывает, что добиться выравнивания с помощью стимулирования экономического развития отстающих регионов не получается. Бизнес выбирает территории с конкурентными преимуществами — эффектом масштаба (агломерации), выгодным местоположением, более эффективными институтами, снижающими барьеры развития, более развитым человеческим капиталом. Стимулирование инвестиций в слаборазвитые регионы может принести выгоду лишь в том случае, если эти регионы обладают какими-либо конкурентными преимуществами, в противном случае более успешной для «выравнивания» будет, скорее, государственная социальная политика. В этом контексте можно прогнозировать, что проект создания в РФ зон территориального развития, если и будет реализован в первоначальном виде, существенного экономического эффекта в большинстве случаев не принесет.